ИХ МНОГО, ИЗБРАННЫХ. «ПОДИУМ — 2003» И ПРОБЛЕМЫ АКТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конец весны и начало лета, как правило, самое горячее время для определяющих свой жизненный путь молодых людей. Иными словами, период повсеместных вступительных экзаменов. В театральных вузах процесс приема юных дарований в самом разгаре: у дверей прославленных РАТИ — ГИТИСа, Школы-студии МХАТа, Щукинского и Щепкинского училищ уже собираются толпы страждущих ощутить «себя в искусстве». Что и говорить, профессия драматического актера (чуть реже — режиссера) уже много лет остается одной из наиболее популярных, более того — приобретает статус модного занятия. И мало кто из тех, кто сегодня, замирая от волнения, стоит в очереди на прослушивание, задумывается о своей дальнейшей судьбе.

Часто студент получает в качестве профессиональных навыков набор штампов, превращаясь в некоего «универсального солдата” способного на все понемногу и по большому счету безликого. Такое бывает даже в прославленных театральных вузах, Что уж говорить о разных театральных отделениях, открывшихся за последнее время во многих нетворческих институтах, где за преподавание берутся люди, в свое время не сумевшие самовыразиться на подмостках, а теперь радостно калечащие юные дарования. Рассчитывать такой выпускник в дальнейшем может  лишь на собственные силы да везение. Но и они не всегда спасают, и в процессе работы в театре или на съемочной площадке возникают изрядные проблемы. Выпускники и даже студенты актерских факультетов попадают на съемки сериалов средней руки, после которых заштампованностъ усугубляется, а мастерство не приходит.   Эта проблема плавно перетекает в следующую — актерское трудоустройство. Примечательна в этом плане политика Школы студии МХАТа, где в качестве мастеров все чаще приглашаются худруки популярных театров. Ведь очевидно, что, скажем, Роман Козак или Константин Райкин, обучая студентов готовят их — хотя бы частично — для собственной труппы. (В РАТИ образец подобного подхода — мастерская Марка Захарова.) Что, кстати, сказывается и на работе с молодыми кадрами, поскольку выпускник, сразу попадая в театр, может успешно совершенствовать приобретенные навыки (ибо воспитание артиста не должно заканчиваться на моменте выдачи диплома). А вот что происходит с теми, кто попадает в средние труппы или к равнодушным руководителям, мы имеем несчастье наблюдать в огромном количестве выходящих в Москве неудачных спектаклей. Однако нельзя сказать, что картина мрачна до беспросветности. Недавно завершившийся в Москве Фестиваль театральных школ «Подиум» уже восьмой по счету, оказался интересным не только с творческой, но и с технической точки зрения, ибо помог выявить основные проблемы актерского образования. Очень порадовали спектакли провинциальных вузов: Ярославского государственного театрального института, Саратовской государственной консерватории имени Собинова, Арктического государственного института культуры и искусства Республики Саха (Якутия), Новосибирского театрального училища, Екатеринбургского государственного театрального института. Они продемонстрировали не только достойный общий уровень,  но и стремление педагогов и студентов осваивать новые жанры и новый драматургический язык. Екатеринбургский спектакль «Король-лев» попытка игры в одном из наиболее востребованных сегодня жанре мюзикла; очевидно успешное сочетание хореографической, вокальной и актерской подготовки. Студенты из Новосибирска решили попробовать на вкус тексты молодых драматургов А.Богачевой, Н.Колтышевой и В.Сигарева, композиция Фантомные боли показала возможность адекватного этим текстам воплощения. А саратовский спектакль по пьесе Ф.Гарсия Лорки «Кровавая свадьба» оказался тем полноценным синтезом слова, музыки и пластики, к которому стремятся сегодня многие профессиональные режиссеры и актеры. Надо сказать, что на фоне приезжих работ спектакли московские производили  двоякое впечатление. Ибо рядом с серьезными, качественными работами Школы – студии МХАТа («Несколько дней из жизни Алеши Карамазова») и Щукинского училища («Прекрасные люди») преспокойно уживались совсем невразумительные истории вроде «Тогда в Севилье» (Щепкинсое училище) и «Сказка о мертвой царевне» (РАТИ-ГИТИС). Понятно, что сплошных удач в таком, как и любом другом, деле быть не может. И все-таки хочется от педагогов большего внимания к движению живого театра, к современным требованиям.

Алиса НИКОЛЬСКАЯ