САРГЫЛАНА ИГНАТЬЕВА: АРКТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫХОДИТ НА НОВЫЙ ВИТОК СВОЕГО РАЗВИТИЯ

При поддержке президента республики в Якутске 2-3 декабря прошла Международная научно-творческая конференция «Единое пространство культуры Евразии». Инициатором проведения конференции выступил Арктический государственный институт искусств и культуры. В работе конференции приняли участие ученые и творческие деятели из регионов России и разных стран, в том числе Казахстана, Украины, Монголии, Польши, США и Японии. О результатах, достигнутых во время работы конференции, и о роли Арктического института в культурном пространстве Евразии мы поговорили с ректором АГИКИ, к.п.н., доцентом Саргыланой Игнатьевой.

«НВ»: Саргылана Семеновна, с чем было связано решение о проведении конференции такого масштаба?

С.С: Форум «Единое пространство культуры Евразии» первоначально был посвящен юбилею министра культуры и духовного развития республики Андрея Саввича Борисова, поскольку именно благодаря идее и неиссякаемой энергии Андрея Саввича Арктический институт появился на образовательной и культурной карте России. Как ректор-организатор он заложил прочный фундамент для дальнейшего развития и процветания своего детища, и на этой основе продолжает творить и созидать свою школу — школу профессора Борисова.

Однако когда число заявок для участия в конференции возросло до 200, включая заявки из стран СНГ, США и Японии, конференция приобрела статус международной.

«НВ»: Какие темы были затронуты на конференции и чем они обусловлены?

С.С.: Главная тема, обсуждаемая на форуме, давно назрела в обществе и требует глубокого и разностороннего обсуждения специалистов различных сфер науки, искусства и культуры. Она связана с тем, что центр мирового развития все более смещается из Атлантического региона в Азиатско-Тихоокеанский. В этом процессе создание единого евразийского культурного и образовательного пространства имеет фундаментальное значение. Если вспомнить опыт европейской интеграции, то лидеры Европейского союза, к сожалению, обратили внимание на культурную составляющую только тогда, когда столкнулись с первыми трудностями и поняли, что успех объединения зависит от вовлеченности в этот процесс наибольшего количества людей. В этой связи позвольте привести высказывание одного из основателей Европейского союза, предпринимателя и государственного деятеля Франции Жана Моннэ, признавшего эту ошибку: «Если бы мы должны были сделать всё это снова, то мы начали бы с культуры».
Эти слова означали признание базисного значения культуры в сфере не только межличностного общения, но и межгосударственного взаимодействия.

«НВ»: Какую роль в этом взаимодействии Вы отводите Арктическому институту?

С.С.: Понимание решающей роли культуры в судьбах численно небольших народов, какими являются
народы севера, стало идеологической основой для открытия нашего вуза, призванного не только сохранить, но и дать новую жизнь культурным ценностям, созданным на Севере. Арктический государственный институт искусств и культуры появился в 2000 году в Якутске благодаря дальновидной политике первого Президента PC (Я) М.Е. Николаева и министра культуры и духовного развития А.С. Борисова. Перед новым институтом стояла сложнейшая задача — задача помочь найти народам Севера путь дальнейшего развития их культуры, путь, который даст им возможность сохранить свою самобытность и сказать свое слово в культурном многоголосии человечества.

«НВ»: В прошлом году Арктическому институту исполнилось 10 лет. Каких высот достиг вуз за этот период? Как протекает процесс интеграции в мировое культурное пространство?

С.С.: За 10 лет деятельности институт занял свою нишу в образовательном и культурном пространстве Республики Саха (Якутия), севера России и Арктики. Институт принял активное участие в процессе арктической интеграции: уже в 2004 году вступил в международное объединение вузов «Университет Арктики». Как творческий вуз, институт занял лидирующие позиции в рамках Университета Арктики: стал одним из самых активных участников программы «Север Северу». Грантовая поддержка из программы позволяет осуществлять активный обмен студентами и преподавателями с университетами Финляндии, Норвегии, Швеции, Канады, а с этого года институт совместно с Лапландским университетом координирует тематическую сеть «Искусство Арктики», которую поддержал Совет университета Арктики.

«НВ»: Каковы планы Арктического института на сегодняшний день? Какой представляется руководству вуза стратегия культурного и духовного образования, флагманом которого является ваш институт?

С.С.: Сегодня Арктический институт выходит на новый виток своего развития. Я хочу представить основные направления стратегического развития института в контексте евразийской интеграции. Безусловно, принципиальное значение в реализации основных задач стратегии будет иметь крупный инвестиционный проект «Строительство общежития и второй очереди учебного корпуса АГИИК», включенный при поддержке Президента и Правительства республики Саха (Якутия) и Министерства культуры России в Федеральную целевую программу «Культура России на 2012-2018 годы». Новая инфраструктура института усилит его влияние на социально-культурное развитие республики и Северо-востока Российской Федерации и позволит осуществить модернизацию образовательного, творческого и научного процессов института.

Первой задачей, которую ставит перед собой институт, является формирование АГИКИ как международного центра арктической культуры и искусства.

Это означает, что институт как высшее учебное заведение ставит перед собой задачу подготовки будущих деятелей искусства и культуры с учетом этнокультурных особенностей республики, регионов Севера и стран Арктики. Для этого институт внедряет систему обучения по принципу национальных студий. Первый опыт уже есть: в институте проходит обучение корякская хореографическая студия, которая впоследствии будет развивать традиционное песен- но танцевальное искусство на профессиональной основе. В настоящее время ведется работа с органами исполнительной и муниципальной власти по целевой подготовке групп в регионах Севера, с целью создания в будущем Эвенкийского национального театра в Эвенкии, Нанайского национального театра в Хабаровском крае, Государственного ансамбля песни и танца народов Таймыра и т.д. Эта модель образовательно-творческой деятельности применима и в отношении коренных народов зарубежных стран, например, эвенков Монголии и Китая, эскимосов Канады и Америки и т.д.

Для реализации этой задачи институт внедряется в Федеральную целевую программу «Культура России» по направлению «Развитие образования в сфере культуры и искусства».

Изучая опыт развития великих культур Китая, Японии, Кореи и других стран и регионов Евразии, можно с уверенностью сказать, что по большому счёту традиционная культура, постепенно теряющая свою естественную среду,   имеет перспективу и будущее только в виде профессионального искусства. Опыт Саха театра показывает, как может театр объединить вокруг себя народ, создать новую эстетику на основе синтеза мирового искусства и национальной культуры. В этом контексте институту предстоит сложнейшая работа по подготовке специалистов творческих профессий, способных творить и создавать произведения искусства на национальной основе.

Вторая задача — развитие АГИКИ как ведущего исследовательского центра в области культуры и искусства Арктики.
Сегодня заняли свою «нишу» в  интернет- пространстве 3 информационных портала, разработанных институтом совместное партнерами: «Память Якутии», «Обсерватория культурного разнообразия народов Якутии» и «Циркумполярная цивилизация в музеях мира». Этот опыт на основе корпоративной системы мы предлагаем расширить в виде проектов «память Арктики», «Память Евразии», включающих в себя локальные информационные ресурсы.

Третья задача — создание инновационного учебно-производственного комплекса АГИКИ для реализации социально-значимых проектов.

Для вовлечения студентов в профессиональную деятельность — при институте создано Агентство развития культуры Арктики «АРКА». В составе агентства действуют малые инновационные предприятия, которые активно внедряются в республиканские целевые программы.

Получен первый крупный муниципальный заказ в рамках организации Республиканского ысыаха олонхо в Нюрбе; разработан и согласовывается дизайн-проект «С любовью к Якутску», направленный на создание позитивного образа и эстетики города. Институт предложил проект «Тэлгэhэ» как помощь для жителей села в дизайн-организации  личного подворья.

Инновационный учебно-производственный комплекс АГИКИ может стать одним из базовых секторов мега-проекта «Земля олонхо», который выступит основой для эффективного культурного и экономического развития республики и Российской Федерации в целом.
Безусловно, большую тревогу вызывают духовные последствия перестроечной эпохи 90-х — низкий уровень повседневной культуры и утрата ценностных и духовных ориентиров у молодежи. В связи с этим институт выдвигает два проекта:
— «Массовое художественное воспитание детей»
— «Интернет-портал для детей и молодежи».

Первый проект предполагает систематизацию внеурочной деятельности общеобразовательных школ, касающейся общекультурного, духовно- нравственного и социального направлений в воспитании. Эти аспекты развития детей мы предлагаем выстроить на основе освоения конкретных видов искусства. При этом школа сама может выбрать свои Предпочтения в видах искусства. Данная система предполагает обучение всех школьников игре на классических инструментах, а творческим результатом обучения являются симфонические концерты школьных оркестров.

Второй проект зародился из понимания того, что для воспитания молодых людей необходимо завоевать виртуальное пространство, которое при кажущейся эфемерности стало реальной силой, управляющей мыслями, чувствами миллионов молодых людей и формирующей их ценностные ориентиры, культурные предпочтения и модели поведения.

Большой портал наряду с бесплатными ресурсами, интересующими школьников и молодежь, может содержать познавательно- просветительские ресурсы по культуре и искусству в доступной для них форме. Этот проект осуществим при наличии поддержки из соответствующих программ в области образования и информационных технологий.

Четвертая задача стратегии — интеграция АГИКИ в евразийское образовательное и культурное пространство.

При этом любая интеграция может быть успешной, если она основана на процессе взаимного обмена. Например, нам важен опыт великих цивилизаций Востока в сфере традиционного театрального искусства, их опыт по сохранению устного и нематериального наследия. В свою очередь, многие явления в культуре и языках родственных тюрко- монгольских народов становятся понятными в контексте сравнения с якутской традицией, сохранившей на Севере древнейший пласт тюркской культуры.

Динамичность и поступательность развития крупнейшего евразийского континента, близость народов, которых объединяет историческое прошлое,       культурно-цивилизационная общность, да и просто взаимопереплетение миллионов человеческих судеб являются благоприятной основой для выстраивания нового социокультурного ландшафта — евразийской
интеграции.