Фестиваль «Арт-поиск-2010» или, как его презентовали организаторы, первое якутское биеннале молодого искусства, местами шумный и бесшабашный, местами скучный и академичный, благополучно завершился. Награды розданы, немногочисленные гости разъехались…
Что в сухом остатке? То, что и должно быть: впечатления от выставок и просмотров, новые знакомства и относительно полезная информация. Почему относительно? Да потому что лекции, коих в программе фестиваля было больше, чем выставок — не самое лучшее средство обучения творчеству или креативному мышлению, без которого никакой поиск в искусстве невозможен по определению.
С креативом на биеннале было слабовато. Ну, не считать же таковым набитый фантиками от конфет и жвачек прозрачный манекен из универмага, стоящий в аккуратно уложенной куче мусора, видимо, призванный подчеркнуть, что Якутск — город контрастов, где неразрывно слиты гламур и помойка? Или парочку инсталляций гостьи из Франции Магды Мровек, которые не выходят за рамки сладких фантазий рядовой домохозяйки.
Пожалуй, самыми интересными объектами фестивальных экспозиций были фотографии, очень разнообразные по тематике и технике исполнения. В них, по крайней мере, действительно присутствовали авторский поиск и индивидуальность. Хочется особо отметить портреты из серии «Персонализм» доцента ЯГСХА Алексея Пудова и оригинальный взгляд на обыденные предметы Виктории Сергучевой в серии «Старые истории».
Весьма представительная галерея фоторабот разместилась на стенах учебного корпуса АГИИК. Посетителей выставки встречала инсталляция из бумаги и тюля «Белая сказка» — предмет коллективного творчества ребят из Намцев, заставивший задуматься, а сколько же оттенков у белого цвета? Наверное, это знают только дети и гении.
Претензий на гениальность в выставленных фотографиях было с избытком, действительно интересных и оригинальных работ гораздо меньше. Были отличные задумки, не получившие, к сожалению, должного воплощения, как, например, в попытках Екатерины Софронеёвой показать на фото неумолимый ход времени, или у Антона Ушакова, который явно стремился погрузиться в космические бездны, но получился лишь взгляд в телескоп. Были м искусственные, откровенно манерные кадры, как в проекте Елены Артеменко «В роли кролика», и довольно неуклюжих девичьих фантазиях Татьяны Антонюк из Краснодара. На этом фоне почти гениально смотрелись простые и нежные снимки Ираиды Винокуровой — перышко, верба, одуванчик: Дунь, и они улетят.
Поиск поиском, но фотография, лишенная настроения, вряд ли может считаться художественной. В этом смысле наибольшее впечатление на меня произвели мрачноватые питерские мотивы на фотографиях Баира Галсанова.
Однако отчет о фестивале «Арт-поиск» будет неполным, если не упомянуть выставку графики, которая его открывала, и экспозицию живописных работ, разместившуюся в выставочном зале в здании Комдрагмета. Как и следовало ожидать, графика оказалась интереснее живописи хотя бы потому, что в силу большей демократичности жанра ее было больше. Те, кто ждал от молодых бунтарей переворота в искусстве, были, вероятно разочарованы, все было чинно и благородно, арт-поиск шел в основном по уже проторенным путям. Гуаши Темирея Сутакова со всей очевидностью отсылали к Дали, номерные композиции Данила Чугайцева — к Малевичу, а цирковые сюжеты Надежды Ивановой — к Пикассо. Работы Светланы Луговой перекликались с графикой Михаила Старостина. Много было и традиционной книжной графики, попадались элементы снова входящих в моду соцреализма и поп-арта.
Обращали на себя внимание оригинальные фотоколлажи Надежды Анфаловой из Санкт-Петербурга, да и то больше своей идеей диалога живого й неживого, чем художественной ценностью.
Пожалуй, самой запоминающейся стала для меня картина ее земляка Д.А. Федина «Луна. Деревня». При взгляде на нее невольно подумалось, так писал бы Куинджи, если бы был нашим современником. Но это уже не графика, а живопись, о которой тоже надо сказать несколько слов.
Художники из Петрозаводска подпустили туману в биеннальную экспозицию: мультимедийная инсталляция Дины Четвертной изображала башенный кран в тумане, затем шли туманные лица за мутным стеклом Дениса Волгина и эфирные пейзажи Влады Громовой. Но завершался карельский сюжет незамутненным обнаженным автопортретом Тони Юфы.
Якутская живопись была представлена уже известными именами и традиционными сюжетами: «Кыыс Алим» Семена Никифорова, «Родина предков» Ильи Дьяконова», «Колыбель» Владислава Семенова, «Лабынкыр» Валентины Никифоровой, «Моя деревня» Туйары Ивановой, «Белый теплоход» Айталины Ушницкой — полный набор от нацромантизма до соцреализма. Наверное, поэтому самой оригинальной мне показалась незамысловатая жанровая картина «Продавец рыб» Христины Дмитриевой. Так вдруг захотелось шагнуть сквозь раму из пекла якутского лета в морозную мглу рыбного ряда Сайсарского рынка и выбрать нельму побольше да пожирнее.
Александр Ксанф