НЕШУТОЧНЫЕ СТРАСТИ ЯМЩИЦКОЙ СЛОБОДЫ

Долгожданная премьера спектакля «Страсти по ямщику» состоялась 26 сентября на сцене Русского драматического театра. Яркая колоритная постановка, выразительная сценография, удачный дуэт молодых артистов Александра Борисова и Ксении Кочневой — все говорит о том, что спектакль удался. Однако в театре обещают, что со временем он станет еще лучше.

анна пшенникова

В основу спектакля легла пьеса якутского драматурга Василия Васильева — Харысхала. Написанная несколько лет назад, она долго ждала своего часа.

В процессе постановки пьеса 1 претерпела ряд изменений, но, | как известно, режиссер Борисов = не щадит чувства драматургов, | работая с литературной осно- 2 вой. Главное, чтобы спектакль I получился зрелищным и понятным зрителю.

В центре повествования фигура старца Зосимы — реального персонажа, прожившего, по некоторым данным, более ста лет. Семья из деревни, что стоит на почтовом тракте Иркутск — Якутск, попадает в жернова переломных моментов русской истории. Сначала Первая мировая. затем революция. Простые человеческие желания — жить, работать, любить, создавать семьи — разбиваются об исторические события, как волны реки Лены о прибрежные скалы.

С трепетом наблюдает зритель за трагической судьбой молодой пары — Лампушки (Ев-лампия) и Настеньки. Их мечтам о близком счастье не суждено сбыться, суровые испытания выпадают на их долю. Однако оба они, как носители сильного народного духа, гражданской чести и христианской доблести, несмотря ни на что, остаются непобежденными.

Исполнителей главных ролей Александра Борисова и Ксению Кочневу, совсем недавно начавших театральную карьеру, можно поздравить: их совместная работа в «Страстях», безусловно, заслуживает комплиментов. Александр пришел в Саха театр только год назад после окончания актерского факультета АГИКИ. Фактурный актер, обладающий яркой внешностью, сразу стал востребованным. Но молодого, положительного персонажа ему удалось сыграть впервые только в спектакле «Страсти по ямщику». До этого Александр был шаманом, бандитом и даже фашистом.

Александр БОРИСОВ, актер Саха театра:

— Я впервые играю на сцене Русского драматического театра. Очень благодарен коллегам за то, что они так тепло приняли меня, работать с ними было легко и приятно. Поначалу мешал акцент, у меня ведь якутские, эвенкийские и азербайджанские корни. Но для моей роли — русского парня, живущего в якутской деревне, у которого в жилах течет и южная кровь бабушки-турчанки, — мой акцент оказался очень кстати.

Ксения Кочнева училась на одном курсе с Александром, но совместно поработать им довелось впервые. Несмотря на молодость у Ксении много ролей в театре, однако главную она получила впервые.

Ксения КОЧНЕВА, актриса ГАРДТ:

— Играть у режиссера Андрея Борисова, который к тому же был мастером моего курса в АГИИК, для меня огромная честь. Да еще в такой роли. Я очень похожа на свою героиню. Она скромная, ранимая, но очень сильная и способна принимать такие решения, на которые отважится не каждая девушка.

Особым эмоциональным потрясением для зрителей стала сценография Михаила Егорова. Оформление было лаконичным и при этом настолько потрясающим, что при смене декораций в зале раздавались аплодисменты. На сцене то вздымались неприступные Ленские Столбы, как символ непреодолимых препятствий, возникших на жизненном пути простого человека, то распахивалась бесконечная даль звездного неба, под которым век за веком рождаются, любят, страдают и умирают люди, становясь частью этой земли. А вот и деревенская улица, где народные гуляния сменяются стрельбой и пьяным разгулом беглых каторжников. А теперь перед зрителем тихий берег, где под плеск воды юноша и девушка признаются друг другу в любви.

Костюмы от Лены Гоголевой, обрядовые сцены в постановке Елены Корниловой-Мягкой сделали спектакль ярким, наполненным колоритом и очарованием старой деревни.

В общем, спектакль можно признать состоявшимся, хотя, по словам директора и художественного руководителя театра Александра Лобанова, спектакль еще будет оттачиваться.

Александр ЛОБАНОВ, директор и художественный руководитель ГАРДТ:

— Конечно, зритель не заметил шероховатостей, но мы о них знаем и будем их отшлифовывать. Ведь, несмотря на то. что работа над «Страстями* началась еще в октябре прошло го года, свои очертания он при- < обрел всего за неделю. Мы взялись за сложную тему. Событие того исторического периода еще свежи в памяти, и отношение к ним неоднозначное и у какого свое. Поэтому много времени было потрачено на сбор информации, работу над диалогами. Кроме того, в постановке участвует большое количество артистов. В обще:м, нюансов и сложностей было много. Но Андрей Саввич, как обычно, зарядил всех своей энергетикой, и все получилось.