С 19 по 21 января в Саха академическом театре яблоку негде было упасть. Все билеты были распроданы за несколько дней до спектакля молодого талантливого режиссера Руслана ТАРАХОВСКОГО «Сон шамана» по произведению А. Е. КУЛАКОВСКОГО.
Впервые «Сон шамана» был поставлен на сцене Саха театра Андреем БОРИСОВЫМ, который на сей раз выступил Художественным руководителем.
Премьера спектакля состоялась 25 декабря во время «Дней Якутии в Москве». Московские зрители были в восторге от оригинальности и необычности режиссерских идей и впечатляющей игры актеров.
Сюжет спектакля — фантазия импровизация режиссера и его команды на две философские работы «Сон шамана» А.Е. КУЛАКОВСКОГО и «Красный шаман» П.А. ОЙУУНСКОГО. Эта смелая идея совместить на одной сцене два величайших произведения вызвало у кого- то бурный восторг, у кого-то бурное возмущение.
Эта креативная идея создала новую, историю, близкую молодым людям.
Глобализированный юноша, потерявший ориентиры, помимо своей воли, мысленно проходит нелегкий путь становления вне времени и пространства. Этот путь — путь шамана. Его сознание проходит через призму событий XX века, через все страны мира. Через страдания, боль и потери он добирается до конечной точки. Его дух призывает на высшую ступень любви, его душа очищается и находит свое истинное предназначение. Из обыкновенного парня Ньургун (Александр Борисов) становится — Белым шаманом — шаманом нового поколения, который способен изменить мир к лучшему.
Интерпретацию великих поэм музыкально-пластической постановкой, зрители восприняли с воодушевлением. Спектакль смотрелся на одном дыхании. Полтора часа — как один музыкальный клип. Напряжение и энергетика, исходившая от актеров и музыкантов, не давала зрителю вздохнуть или осмыслить происходящее.
К сожалению, в момент просветления — в финальной сцене, когда молодой человек становится Белым шаманом и добрые силы торжествуют над тьмой, и музыка и пение остается таким же горестным. Тягостное впечатление оставляет отсутствие победоносных нот Добра, Света и Надежды.
Стиль спектакля режиссер определил как перформанс. Что означает театрализованное представление с элементами актерской импровизации и особой ролью художественных средств (грима, костюмов, декораций, света). Этот термин дает полное представление о происходящем на сцене.
Особая роль отведена музыкальному сопровождению. Музыканты всемирно известной рок-группы «Чолбон» вживую озвучивали каждое движение, аккомпанировали каждой сцене!
«Чолбон» с 80-х известны, как исполнители «шаманской» музыки. Тем более что, я как молодой человек хотел поэкспериментировать именно с рок-музыкой», говорит Руслан Тараховский. В свою очередь руководитель ансамбля Александр ИЛЬИН объяснил: «Для создания сопровождения к этому спектаклю мы за основу взяли материал из десяти наших альбомов. Потом с помощью дирижера Николая ПЕТРОВА выбрали наиболее подходящие и «подогнали» под сюжет». Психоделические атональные и часто диссонирующие звуки действительно вгоняют в транс и дают, ощущение водоворота пространства и времени. Для неподготовленного слушателя полтора часа прослушивания конечно, многовато. Вместе с «Чолбон» спектакль сопровождали якутские народные инструменты хомус и кырыымпа Иваниды БУГУЛОВОЙ и Прокопия СЫРОМЯТНИКОВА.
Костюмы созданные Сардааной ФЕДОРОВОЙ, помогли актерам полностью, воплотиться в образ: шаманские одеяния и в особенности психоделические черно — белые одеяния танцоров ансамблей «Эрэл» и «Гулун».
Сценография Михаила ЕГОРОВА заслуживает отдельное внимание. Действие происходило прямо на огромном «ноутбуке». Нижняя часть экрана проецировало видео созданное Денисом ЦЫРЕНЖАПОВЫМ и Иваном ПЕТРОВЫМ. Верхняя часть, составлена из зеркальных квадратов, напоминающих элемент небоскреба. С правой стороны расположились «Чолбон», а с левой рядом с 3D камином, музыканты народных инструментов.
В постановке участвуют шесть главных персонажей:
Ньургун – Александр Борисов
Ойуун – Василий Борисов, отличник культуры РС (Я)
Айыы Намыҕын ойуун – Герасим Васильев, народнывй артист РФ и РС (Я)
Кутурҕан Куо – Степанида Борисова, народная артистка РФ и РС (Я)
Баай – Иннокентий Дакаяров, заслуженный артист РС (Я)
Айыына – Наталья Слепцова
Орулуос Дохсун – Руслан Тараховский.
«Исполнителя главной роли я искал недолго», — признается режиссер: «Это должен быть молодой человек с горящими и необычными глазами, который постоянно пьет колу и сидит в контакте. Тот, кто вроде потерял ориентиры, но очень хочет найти их. Студент 5 курса Арктического института (АГИИК) Александр Борисов подходил идеально». Это первая большая роль Александра, но он обладает такой сильной энергетикой, что бесспорно покорил всю публику и прочно заявил о себе.
«Работая над этой ролью, я понял многое. В наш век глобализации никогда нельзя забывать о своих предках. Нужно чтить традиции и родной язык. Еще, всегда нужно прислушиваться к советам старших. Даже, если окажется, что они говорят неправильно, в этом есть что-то от их собственного пережитого опыта», — делится своими мыслями восходящая звезда на актерском небосклоне Александр Борисов.
Главную женскую роль Айыыны – возлюбленной Ньургуна исполнила артистка театра Олонхо Наталья Слепцова. «Я счастлива работать с такими легендарными артистами и командой. А с Александром мы вообще стали как брат и сестра», говорит она. «Айыына – должна быть нежной, хрупкой и непременно «блестящей» — это описание подходит Наталье, тем более, она очень хорошо исполняет тойук», — отметил режиссер.
Тема «шаманизма» сама по себе очень глубока, не изведана и опасна. Это соприкосновение с невидимым миром, которое требует особой этики по отношению к сакральной и древней культуре. Каждое движение, интонация актера, тем более обряды исполняющего роль шамана очень важны. Не только для донесения смысла, но и для безопасности самого исполнителя. «Мы изучили обряды и непременно, перед каждой репетицией и тем более до выступления проводим обряд очищения и просим разрешения», — успокоил всех Герасим Васильев.
«Жизнь в театре и жизнь в реальности совсем разные. В театре мы только играем эти таинства. Поэтому актерам это может быть «простительно»», — добавил Василий Борисов.
На протяжении всего спектакля, герои говорили не только на родном якутском, но и на русском, и даже на английском. Таким образом, спектакль приоткрывает свое содержание для широчайшей публики. Английский же эпизод подчеркивает современность молодежи, которая уже свободно общается на множестве языков. Влюбленные Ньургун и Айыына играючи и непринужденно воркуют на английском, на самом деле обсуждая темы войн, катастроф и смерти. «Сейчас, мы привыкли к кошмарам, которые творятся вокруг. Каждый день мы узнаем об убийствах и несправедливости. Но остаемся равнодушными. Ничто не в силах оторвать нас от собственных дел. Это уже становится страшным», — комментирует это Руслан Тараховский.
По окончанию постановки, пока звучала самая знаменитая песня группы «Чолбон» — «Эн хотойгун», зрители аплодировали стоя и совсем не хотели отпускать артистов со сцены. Спектакль «Сон шамана» можно по праву назвать спектаклем XXI века. Насыщенность свежими идеями, креативность, полнота красок и звуков вызывает море новых ощущений. Выходя, за рамки предложенного, входя в авангардный стиль, такие постановки могут увлечь за собой и искушенных театралов и молодежь. Как и предвидел Андрей Савич Борисов, «Сон шамана» имеет большой резонанс и никого не оставил равнодушным.
Саргылана Яковлева.