ОЛОНХО В МАСКАХ

Театр Олонхо представит новую постановку – синтез –спектакль «Сылгы уола Дыырай Бухатыыр» (Сын лощади богатырь Дыырай)
А пока идут репетиции. В Малом зале Саха театра каждый день можно послушать артистов, вживающихся в свои роли. Все это интересно даже без декораций и костюмов, настолько красиво звучат «вокальные партии» — талантливое исполнение олонхо вызывает такие же глубокие чувства и эмоции, как опера, при этом необязательно понимать речь.

Для того чтобы более полно донести содержание произведения до тех, кто не владеет якутским языком, Николай Баишев — художник и исполнитель эпического сказания придумал использовать маски, которые сам изготовил.

«Раньше, в 30-х годах XIX века, это произведение широко — в районах Заречья, Мегино-Кангаласском улусе исполнял мой двоюродный дед Иннокентий Иванович Бурнашов. Фольклорист  Георгий Устинович Гермогенов-Эргис как-то специально пригласил его к себе и полностью записал сказание. Найдя эту папку с записями, подготовленную выдающимся ученым к печати, я понял, что это сокровище не должно про¬пасть. У меня возникла мечта поставить олонхо с масками, с использованием народных инструментов. Эту идею я вынашивал почти 10лет, и, похоже, она реализуется. 25-го спектакль сдаем комиссии, а потом уже зритель оценит нашу работу».

На вопрос, зачем нужны маски, ведь они же не являются традиционным элементом олонхо, Николай Баишев отвечает: «Наш театр с интересом посещают иностранцы, мы стали чаще выезжать на гастроли. Поэтому и эту, постановку рассчитываем показать за рубежом. Маски позволяют лучше понять характеры образов жителей Трех миров — Верхнего божественного, Срединного земного и Нижнего — мира, где живут чудовища-абаасы. Можно сказать, что мы основали новое течение в олонхо. Хотя, есть свидетельства, что в стари¬ну некоторые сказители исполь¬зовали маски, вырезая их из бересты».

Оригинал произведения довольно большой. Возможно ли вместить его в рамки полуторачасового, спектакля Николай Баишев утверждает, что они по-старались очень бережно подойти к тексту и сократить его так, чтобы сохранить красоту и богатство сказания.
«Иногда, слушаешь олонхо и даже сюжет понять не можешь, до того его обрежут,— сетует Николай.— В нашем спектакле все смысловые связи сохранены. Такого динамичного действия, как в классических спектаклях, нет. Все же это олонхо. Артисты исполняют свои роли почти статично, поют, играют на хомусе, бубне и других старинных инструментах».

В главных ролях заняты  Валентин Макаров (Дыырай  Бухатыыр) и Иванида Бугулова (Айыы Кыыhа). Всего же в спектакле 12 персонажей, некоторые артисты исполняют по нескольку ролей. Так, у Иваниды Бугу-ловой кроме Айыы Кыыhа еще и роль Халлаан Кыыhа — облачной девы-абааhы, которая помогает главному герою спасти возлюбленную.

«Мне досталась совершенно удивительная героиня — Айыы Кыыhа. По сюжету родители девушки, чтобы спасти дочь, отдают ее, превратив в собаку,  богатырю. Богатырь не догадывается об этом. Когда Дыыраq Бухатыыр уходит на охоту, она сбрасывает собачью шкуру и оборачивается прекрасной девушкой, готовит еду, прибирается в доме. Однажды он подсматривает за ее превращением влюбляется и выбрасывает собачью шкуру в огонь. Обнаружив красавицу, чудовище Нижнего мира Тимир Нуоралдьын похищает ее. Девушка-собака — ни в одном олонхо нет такого образа» Иванида Бугулова виртуозно играет на хомусе. В прошлом году ей официально вручили удостоверение хомусиста-импровизатора за победу в одном из конкурсов победу в одном из конкурсов. Вот и синтез-спектакле она показывает не только артистические таланты, но и музыкальные. К слову сказать, у Иваниды есть свой этноансамбль «Эйээр», в котором на разных якутских инструментах играют музыканты-народники, начиная с 10 лет.
О своей второй роли — облачной деве-абаасы Иванида Бугулова рассказывает так: «Хотя Халлаан Кыыhа относится к отрицательным героям, она зловредна и опасна, за доброту и щедрость помогает главному герою спасти любимую».

Режиссер Динислам Тугаев делится своими впечатлениями: «В прошлом году мы исполняли это произведение как классическое олонхо, распределив роли между актерами. А в этом году решили создать из него синтез-спектакль под сопровождение живой музыки. Причем па инструментах играют сами артисты, все оказались очень музыкальными людьми! Каждый из них внес свои идеи, поделился видением. Исполнитель-сказитель Николай Баишев имеет художественное образование, он сам изготовил 12 масок для всех персонажей. Мне осталось только все это сложить вместе. Работать с труппой очень приятно, интересно. Ребята почти все молодые, не у всех есть актерское образование, но, несомненно, они талантливы».Сам режиссер тоже молод, ему 25. Наверное, не ошибусь, если скажу, что он самый молодой среди режиссёров театров  республики. Несмотря на возраст, Динислам Тутаев заслуженно снискал репутацию одного из самых профессиональных постановщиков. Его спектакли получили высокую оценку и за пределами республики. По-новому могут заиграть у Тутаева именитые артисты, а для молодых участие в его спектаклях — хорошая школа.

Напомним, что автор произведения Иннокентий Иванович Бурнашев-Тон Суорун, сказитель олонхо, родился в 1868 году в Мегино-Кангаласском улусе. Прожил он до 1945-го. По свидетельствам современников, он знал и исполнял 10 олонхо, около 20 народных сказок и 30 преданий. Олонхо «Дыырай Бухатыыр» записали накануне первой конференции якутских писателей в 1934 году.
Премьера намечена на 31 января в Малом зале Саха театра.