ОЛОНХО ПОКОРЯЕТ МОСКВУ

В этот понедельник, 14 октября, в Москве, в Доме Островского, который входит в музейный комплекс им. Бахрушина, состоялось торжественное открытие выставки «Путь к Театру олонхо». Это совместный проект министерства культуры Якутии и Музея имени Бахрушина. Гостей выставки, согласно якутской традиции, встречал алгысчит, который провел обряд благословения. Жители и гости столицы смогут знакомиться с экспонатами вплоть до 27-го октября.

СПРАВКА «ЯВ»

Музей им. А. А. Бахрушина—театральный музей в Москве, основанный в 1894 году известным русским купцом, меценатом и благотворителем Алексеем Александровичем Бахрушиным. Изначально именовался «Литературно-театральным музеем Императорской Академии наук». На сегодняшний день является государственным и претендует на звание крупнейшего театрального музея в мире.

Михаил ВОРОБЬЕВ, куратор выставки, заведующий научно-методическим отделом Музея им. Бахрушина, не скрывает своего удовольствия:

— Инициатива была и с нашей, и с вашей стороны. Мне кажется, в итоге выставка получилась очень хорошей. Здесь представлены вещи, которые мало кто видел. И атмосфера создана национальная, домашняя. Это те задачи, которые мы хотели решить. Мы очень довольны и дизайнерским решением, и, конечно, ее содержанием. Выставка дает представление о якутском национальном театре, которому уже более ста лет. Меня вообще интересует восточный театр: японский театр кабуки, но, пекинская опера. Я увидел общие типологические признаки с якутским театром. Например, пластическое решение спектакля. Я довольно давно занимаюсь театрами Востока и с самого начала обратил внимание, что Андрей Борисов ставит свои спектакли в восточных традициях.

Михаил ЕГОРОВ, художник выставки, ученик Геннадия Сотникова, автор инсталляции:

— Экспозиция начинается прямо со входа. Вдоль лестницы развешаны фотографии со времен щепкинцев, где учились пять поколений наших актеров. Первый зал посвящен истории театра, здесь есть фотографии с самого первого спектакля времен 1906 года. Во втором зале, помимо фотографий, представлены реквизиты из спектаклей, которые в свое время стали знаковыми для театра. Третий зал отдан экспозиции фотографий московского художника Ивана Шакурова, который уже более трех лет сотрудничает с театром. А четвертый зал станет сюрпризом для наших гостей—это темная комната, в которой установлена голографическая инсталляция наших гостей.

Ефим СТЕПАНОВ, актер Театра олонхо:

— Выставка проходит в усадьбе А. Н. Островского, а ЛГИТИМИК, где учились наши студенты в довоенные годы и во время войны, носил имя Островского. Первая студия ГИТИСа выпускалась спектаклем «Гроза». Все как-то связаны с Островским!

Открытие выставки было ознаменовано еще одним событием. В рамках мероприятия прошла презентация монографии Валентины Чусовской «Якутский театр олонхо — классический театр народа саха». Критики приняли книгу на ура. Мы же улучили минуту, чтобы пообщаться с автором.

Валентина ЧУСОВСКАЯ, автор монографии, кандидат философских наук, профессор АГИиК:

— Цель этой монографии — включить в контекст художеств венной мировой культуры феномен театра олонхо. Это научное издание, потому что в нем прослежены истоки этого театра, но сравнение черт с другими классическими театрами мира: древнегреческим, древнеиндийским, японским, монгольским. Их объединяет драматургия, основанная на мифологии, мистериальный характер представлений, основанных на песнопениях, обращенных к богам, речитативе. В спектаклях используются ритуальные предметы, старинные национальные инструмент танцы, заимствованные из календарных праздников. Эти театры, сохраняя язык и систему нравственных ценностей, являются культурообразующими. Они существуют для того- чтобы человек мог погрузиться в лоно родной культуры. Таким образом, благодаря классическому театру народ сохраняется как общность. Как бы они ни отличались один от другого, по происхождению, функциями в обществе и средствам’ сценического выражения, они идентичны. В результате этого явления выявляется ясная картина принадлежности театра олонхо к культурной форме классического театра. Я .благодарю новосибирское издательство «Наука» за эту книгу, все кто видел ее, высоко оценивают дизайн. В качестве .оформления использованы работы Геннадия Сотникова как дань памяти которой -внес огромный вклад в становление театра олонхо. Хочется, чтобы эту книгу, читали, чтобы она жила и чтобы жил и развивался театр олонхо — Классический театр рода саха.

Наталья ЛИДОВА, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, кандидат филологических наук:

— В книге, с одной стороны, нет того занудства, которое сразу оттолкнуло бы большое количество читателей, а с другой — есть научная состоятельность и ответственность, которая делает ее интересной для специалистов. В работе фиксируется значительное количество уникальных фактов, я убеждена, что потом, кто бы ни писал о театре олонхо, он обязательно будет ссылаться на эту монографию как на репрезентативный источник. Взять и создать источник — это-много!

Естественно, выставка не могла пройти без одного из главных популяризаторов олонхо в мире — Андрея БОРИСОВА, режиссера театра, министра культуры и духовного развития Якутии.

— Когда меня спрашивают, какова роль театра олонхо в мировой культуре, я отвечаю, что не знаю. И здесь очень хорошо высказался Пастернак:

Цель творчества самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, что бы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.

В этом вся модель. С одной стороны классический театр, наш классический театр о котором Валентина Александровна пишет, основываясь на великом эпосе, древнем, но в то же время «услышать будущего зов» — это воспоминание о будущем… Это, воспоминание : эстетики олонхо, через театр, направленное вперед.

  • Как думаете, российский зритель готов ПОНЯТЬ якутскую традиционную культуру?

Когда Саха театр приезжает в Москву, проблем со зрителем у нас нет. Всегда полный зал, что говорит о большом интересе. На праздник Ысыах собираются тысячи гостей из России . Они воспринимают — нашу культуру с большим интересом и пониманием. Не случайно спектакль «Кыыс Дьэбйлийэ» получил «Золотую маску», а ведь это российская НАЦИОНАЛЬНАЯ премия. Понимают. . Другой вопрос, что собственно русский театр в России стал европеизированным, — поэтому я не уверен, что нас понимает массовый зритель, tгно ценитель всегда придет.

Лидия АЛЕКСЕЕВА .