АНГЕЛИНА ЛУКИНА: «В ТАНЦЕ — ЖИЗНИ ОТРАЖЕНИЕ»

«Душа Камчатки» — так назвали свой дипломный проект студенты Арктического института искусств и культуры, артисты легендарного ансамбля «Мэнго». За 4 года дипломы АГИИК получили 16 артистов народных ансамблей далекой Камчатки. В этом году в числе выпускников заслуженные артисты России Анатолий Айгин, Павел Чече, также молодые участники корякских ансамблей «Ангыт» и «Школьные годы».

«Предстоящий дипломный концерт выпускников — это возможность прикоснуться к уникальной культуре корякских танцев, в свое время прославившейся во всем мире», — говорит Ангелина Лукина, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель ИСКУССТВ РФ, завсдующий кафедрой хореографии АГИИК.

-Вы знаете, сбылась моя давняя мечта — работать с артистами легендарного ансамбля «Мэнго». Помню, как в далеком 67-м впервые увидела выступление корякских артистов. Тогда они уже были известны во всем мире. Раз и навсегда полюбила эту уникальную культуру танца, меня покорило удивительное, самобытное отношение к танцу. И вот спустя 43 года пути наши пересеклись.

-Ангелина Григорьевна, в чем секрет столь потрясающего успеха, яркого и долгоиграющего?

— Коряки живут в танце, в гармоничном сочетании пластики и пения. Ансамбль «Мэнго» — это высшее проявление искусства, когда стирается искусственность и остаются жизнь, правла. Это живой аккомпанемент, имитация звуков природы, пение, мастерская игра на бубне, которую корякские артисты довели до совершенства. В результате получается сложный синкопированный ритмический рисунок. Очень интересна история появления ансамбля: Александр Гиль, основатель «Мэнго», увидел выступление артистов Камчатки на Съезде молодежи. Крик чаек, имитируемый артистами, заворожил его и как будто звал. Так Александр Васильевич из далекой Украины по зову сердца перебрался на край земли. Он собрат в ансамбль детей оленеводов и охотников, то есть истинных носителей традиций. В танцах народа — элементы ритуала, рассказ об истоках, повествование о жизни, природе.

-Но разве якутский танец не хранит историю, философию…

-В якутской танцевальной культуре, к сожалению, обрядовая часть практически утрачена. А это самая ценная часть, в ней отражается духовно- нравственная составляющее этноса. Абсолютную «выживаемость» в современном мире демонстрирует якутский традиционный танец осуохай, почитаемый всем народом. Бытовавший в прошлом во всех якутских обрядах удивительный ритуальный танец битии, к сожалению, утрачен. Вынуждены признать то, что видим сегодня на сцене — это сценические жанры, стилизация. У коряков это нетронутый пласт культуры, не испорченный современными подходами. И потому я, как педагог, вдвойне ценю наше сотрудничество с коряками. Перед якутскими студентами яркие примеры, живые образцы того, как надо относиться к своей культуре — бережно, с любовью, фанатично в хорошем смысле слова.

В дипломном проекте задействованы почти все студенты кафедры. На концерте «Душа Камчатки» выступят ансамбли «Аар-Аартык», «Гулун», «Одун». Так что это будет аутентичный проект народов Севера. И теперь я ставлю перед собой другую задачу — организовать совместную исследовательскую работу о традициях танцевальной культуры коряков как об уникальном феномене.

Татьяна ПАВЛОВА