ЖЕЛАННЫЙ БЕРЕГ ЕФИМА СТЕПАНОВА

Более четверти века минуло с той поры, когда родился шедевр Якутского национального драматического театра имени П. Ойунского спектакль «Желанный голубой берег мой» по Чингизу Айтматову в блистательной постановке Андрея Борисова Мне тогда казалось, что главного героя, мальчика Кириска, играет подросток — настолько органичен он был, такими неподдельными слышались интонации ломкого голоса.

Мальчик Кириск, наивный, открытый миру и людям, познающий реальность и человеческие чувства, — таким создал его Чингиз Айтматов. Таким увидели его режиссер Андрей Борисов и уникальный артист Ефим Степанов: невысокого роста, хрупкий, с удивительным лицом, схожим с японской деревянной маской и тонкой прорезью черт, с их определенностью, и каким-то особым, мудрым и «безвозрастным» выражением таз…

Потом довелось много раз видеть Ефима Степанова в разных спектаклях Андрея Борисова, всякий раз восхищаться его поразительной органикой, умением существовать в ансамбле, в то же время быть ярким, глубоко индивидуальным. И в русской, и в якутской классике Степанов всегда на редкость уместен и на редкость естествен.

И вот однажды Андрей Борисов пригласил меня на декаду своих спектаклей. К этому моменту было построено новое здание театра — комфортабельное и для труппы, и для зрителей, очень красивое, с большой антенной на крыше. Борисов объяснил, что антенна сделана для того, чтобы улавливать энергию прямо из космоса, и паше было, что так оно и есть — настолько заражали спектакли зрительный зал.

В рамках декады был показан и спектакль по Айтматову. Почему-то не дали программку, но кода на сцене появился мальчик Кириск, с грустью подумалось о том, что ушло время, вся мы стали намного старше, Ефим Степанов к тому же перенес тяжелую болезнь, и теперь другой артист играет этого героя. Такой же невысокий, хрупкий, с таким же ломким голосом. И как замечательно играет! А кода в антракте раздобыла программку — ахнула Кириска играл Ефим Степанов. Ничуть не изменившийся, все такой же и внешне, и внутренне: ребенок, познающий мир.

К этому моменту к ролям Ефима Степанова добавился и один из сложнейших образов мировой драматургии — шекспировский король Лир, которого он играл виртуозно. За проведшие десятилетия его лицо еще больше стало напоминать лик артиста Ка^ки, его паузы завораживали, каждое движение хрупкой фигуры приковывало внимание.

Мощная режиссура Андрея Борисова, в которой ни один штрих трагедии не оказывался упущенным, мощнейшая игра Ефима Степанова заставляли воспринимать Шекспира как нашего современника, создавшего свою трагедию сегодня и навсегда.

В тот приезд в Якутск Ефим Степанов водил меня по Музею театра, который он собирает и хранит на протяжении долгих лет не по обязанности, а по велению сердца. Артист считает, что долг каждого человека — такое собирательство истории своего театра ли, дела жизни ли. А для него театр — это абсолютно все: и долг служения, и единственное в жизни дело (потому и начал Ефим Степанов преподавать и очень гордится своими учениками), и счастье, и сама жизнь.

У Ефима Степанова юбилей — сегодня значительная часть труппы Саха театра подошла уже или подходит к этой отметке в шесть десятков зим и лет. они ведь все с одного курса Щепкинского училища, вместе начинали обновленную жизнь прославленного театра и стали его неотъемлемой частью, яркими страницами биографии якутского искусства.

Наталья Старосельская