АКТЕР, УЧИТЕЛЬ, СОБИРАТЕЛЬ, ХРАНИТЕЛЬ…

В ноябре Ефим Николаевич Степанов, ведущий актер Саха академического театра имени П. Ойунского, отмечает свой 60-летний юбилей. Круглая дата диктует торжественные дифирамбы, которые наш юбиляр заслужил всей своей жизнью. Но каждый, кто знает Ефима Николаевича, непременно призадумается перед тем, как произнести поздравительный тост. Высокопарность, славословие чужды артисту, хотя вклад его в театральное искусство Якутии трудно переоценить.

Ефим Степанов из той блестящей плеяды Третьей якутской студии Щепкинского училища, что стала ядром знаменитого театра, который возглавил сокурсник Андрей Борисов. Их «Чайкой» стал «Желанный голубой берег мой» по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Главного героя спектакля спасла от смерти птица Агугук (морская сова), указав направление берега. Эта постановка помогла театру найти свой путь, призвание и признание. Героем был мальчик Кириск, которого замечательно сыграл Ефим Степанов. Я видела его в этой роли через 20 лет после премьеры и изумлялась правде существования актера в образе, вопрос о возрасте ни на минуту не возникал.
Как не возникал он в «Кудангсе Великом». В прекрасном спектакле Андрея Борисова заглавную роль играли три актера. Степанову достался трагический, но несломленный старик Кудангса (а ведь Ефиму тогда исполнилось 40).

Трагедия – стихия Ефима Степанова (правды ради скажем, что и комедийные образы ему по плечу). Одна из лучших его ролей — король Лир. В железном, жестоком, первобытном мире не было места для такого Лира — тонкого, изысканного, одухотворенного. Не забыть сцены безумия, сцены смерти короля, заставлявших дрогнуть сердца зрителей.

В одном интервью Андрей Саввич Борисов признавался, что ставил шекспировский спектакль специально для Степанова. Определяя его место в труппе, говорил: «Ефим — душа, совесть театра». Ученица Борисова Сюзанна Ооржак называет Степанова среди тех артистов, что хранят традиции, неповторимую этическую атмосферу; создают особый культ тишины и сосредоточенности. Этот культ особенно ощутим в небольшом пространстве музея Саха театра, хранителем которого много лет является Ефим Николаевич. Его смело можно назвать не только хранителем, но и собирателем уникальной коллекции, куда входят древние предметы якутского быта, удивительные сосуды для кумыса — чороны, редкие книги и документы. Говорят: на ловца и зверь бежит. Ефим Николаевич обладает чудесным даром «притягивать» находки. Искусствовед, философ, критик Валентина Чусовская уверяет: «Есть в этом человеке какой-то магнит. Когда Музыкальный театр переезжал в новое помещение, Ефим обнаружил некоторую странность в расположении половиц, а когда попытался их приподнять, то увидел под полом целый склад — там хранились забытые всеми книги приказов с незапамятных времен! Разве это не говорит о предназначении,Ефима, почему именно к нему идут все тайны Якутского театра?»

Каждому, кому посчастливилось побывать в музее, попить чайку с его хозяином за неспешной беседой, захочется побывать здесь снова. Рядом с Ефимом легко и радостно. Здесь ты не только приобщаешься к старине глубокой, но и в полной мере испытываешь «роскошь общения». Мелочные заботы отступают, забываются.

В последний раз я была в Якутске два года назад. Ефим Николаевич с упоением говорил о своих студентах. «Чем дальше, тем важнее для меня становится работа в институте», Сегодня он заведует кафедрой актерского мастерства и режиссуры в Арктическом институте искусств и культуры, В прошлом году с огромным успехом на сцене Саха театра прошли «Мещане» — дипломный спектакль студента Степанова Алексея Амбросьева, ставший одним из важных событий фестиваля «Будущее театральной России», проходившего весной в Ярославле. Ефим Николаевич сыграл роль Бессеменова, горьковского короля Лира.

Драгоценный Ефим Николаевич! С юбилеем Вас! Будьте здоровы, бодры, счастливы во всем. Отличных Вам студентов!

Екатерина Дмитриевская