ПОГРУЖЕНИЕ В БИЕННАЛЕ

С 23 по 25 июня впервые в Якутске проходит биеннале молодого искусства «Арт-поиск 2010″. Проект стал победителем VI Грантового всероссийского конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина при поддержке Министерства культуры РФ и при оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры. В этом году в биеннале примут участие около 100 представителей из 11 городов России и Украины.

ГОРА МУСОРА ИЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА?
23 июня открылась первая из четырех экс­позиций биеннале «Арт-поиск 2010» в Национальном художественном музее РС(Я). Традиционную красную ленту разрезали автор проекта, научный сотрудник НХМ Елена Васильева, эксперт Фонда Потанина по Дальневосточному федеральному округу Марина Нургалиева и директор НХМ Ася Габышева.
Первое, что бросается в глаза каждому посетителю, это стоящие на лестнице, невзрачные на первый взгляд черные брюки, украшенные «зарядником» от сотового телефона, электробритвой, лежащей рядом чашкой и пакетом из-под картошки. При этом из брюк «вырастает» зеленое нитяное дерево… Да, вот оно настоящее современное искусство. Эта инсталляция, а если говорить проще, композиция, созданная из подручных средств художником Айталиной Романовой, называется «Человек, вечно зеленеющий». По замыслу автора, главной мыслью произведения является дисгармония человека и природы, где нижняя часть экспоната — символ современного мира, техногенного, разрушающего, верхняя же — символ жизни, роста, развития.
Живописные работы авторов представлены, в основном, в стиле «абстракадонизм», отказавшемся от приближённого к действительности изображения форм. Художники используют смешанные техники, станковую и черно-белую печать в сочетании с гуашью, акварелью и другими материалами. Неподготовленному зрителю не стоит делать поспешных выводов по поводу работ, так как каждая карти­на отражает внутренний мир художника, его личное, субъективное мировосприятие.
Одним из самых ярких и неоднозначных экспонатов можно считать инсталляцию Иванова Алексея «Погружение». Что же она представляет из себя? Если говорить просто, это манекен, стоящий посреди горы бытового мусора. «Очередная импровизация по поводу ухудшающейся экологической ситуации», — подумаете вы и будете совершенно не правы. Манекен, наполняющийся мусором, Олицетворяет современного человека, алчного по своей натуре, не мечтающего, лживого. Достигнув своих цепей, он попадает в свой уголок Земли, это словно другая планета, где человек не отличает вечного от временного. Такой человек — обычное явление нового формата жизни, он все больше погружается в пучину искусственного мира.
Влада Громова и Артем Парамонов из Петрозаводска представили 14-минутную видео­инсталляцию «Времена года». На экране мы видим, как в стиральной машине крутятся вещи. Весь процесс сопровождается классической музыкой. Рационалист не увидит в этом ничего особенного, но художники видят в этом процессе метафору, круговорот повседневности и искусства. По их мнению, стирка — это ритуал, воистину захватывающее зрелище.
Остальные видеоинсталляции схожи тем, что в кадре — одинокий человек, который как будто находится в трансе, герои этих роликов выполняют какие-то непоследовательные действия (садятся, вдруг встают, снова садятся, бросают мяч, раздеваются и т.д.), в общем, задумку понять сложно, но можно.

МИХАИЛ СТАРОСТИН: «Я РИСУЮ ПОД ПОПСУ!»
В рамках биеннале прошла творческая встреча с Михаилом Старостиным. Михаил — известный якутский художник, его работам свойственно смешение стилей: экспрессионизм, абстракция, реализм. Главным отличием можно считать использование национальных традиций якутского фольклора. Как заметили все участники встречи, персонажи картин художника всегда несут какую-либо ношу, у них вытянутое лицо и большой нос. Как поясняет сам автор, большой нос у представителей якутского народа – символ красоты. «Любимые персонажи, конь и бык, наверное, родом из детства», — говорит художник.
— Михаил Гаврильевич, для вас важнее техника или процесс?
— Для меня самое главное выразить на полотне идею.
— Где вы черпаете образы, чем вдохновляетесь?
— Это сложно. Каждый образ — внутренняя работа, придумать что-то неожиданное и оригинальное… Но если приходит идея, она тебя не отпускает, пока не воплотишь ее в реальность. Иногда я вдохновляюсь книгами, фильмами, событиями из обыч­ной жизни, какими-то бытовыми ситуациями.. Но все равно каждый человек осмысливает. картину исходя из своего Жизненного опыта!
— Какая музыка должна сопровождать работы Михаила Гаврильевича?
— Камерная, — отвечают люди в зале.
— Шум ветра, дождя.
— Вообще-то я слушаю попсу, когда пишу картины, в основном — местные радиостанции, — резюмировал Старостин.

ИСКУССТВО ВСЕГДА ЭГОИСТИЧНО
В этот же день открылась еще одна выставка в рамках биеннале современного искусства в здании Комдрагмета. Ее открыли молодая балерина, участница коллектива «Маленькие ангелы», артисты представили комичную миниатюру, потешаясь над современным человеком в музее и работами авторов, представляя собственную скульптуру «Человек-дундук». Но как это и дол быть, все закончилось хэппи-эндом, все герои сценки остались довольны и призе зрителей ходить в музеи.
На выставке нам удалось расспрсх одного из главных идейных вдохновите! организаторов биеннале, научного сотру; ка НХМ РС(Я) Елену Васильеву:
— Какова цель проведения выставки
— В первую очередь это консолидация молодых художников, мы хотели объединить сделать так, чтобы в процессе общение первую очередь друг с другом, они пришли к новым идеям, к новому пониманию актуального искусства, насколько это возможно. У нас только четыре дня, но в будущем, надеюсь, формат биеннале будет соблюден и выставка продлится целый месяц.
— Сегодня после просмотра работ я пришла к выводу, что большинство из них абстрактны, экспрессивны, авангардны. Вы считаете, что будущее современного искусства в авангарде?
— Нет, я так не считаю. Реализм никто не отменял, он также современен и актуален. По моему мнению, искусство циклично. И в данный момент оно достигло вершины исполнительского, технического мастерства. Художники стремятся найти новые формы высказывания. Глобализация, новые технлогии, СМИ формируют особое видение художника как попытку уйти от обыденного, а поиск чего-то нового — это всегда хаос. Выставка помогает понять, что происходи в искусстве именно нашей республики.
— Искусство должно помогать людям: поднимать какие-то социально значимые темы или это необязательно?
— Не всегда. Искусство очень эгоистично, человек рассказывает всему миру, что он чувствует, мы не можем требовать от художника, чтобы он вкладывал в свои работы только общие проблемы. Все зависит от его личного взгляда. Хотя некоторые работы, может и не напрямую, но отражают проблемы экологии или, например, политики.
Первый день биеннале завершился торжественным открытием на площади Оджоникидзе, где московская группа «Space-cats», распевая песни о средствах массовой дезинформации и космосе, призывала в улететь с ними во Вселенную, но народ сопротивлялся. Не всем же быть космонавтами…
Выставка продлится до 26 июня, так что, уважаемые читатели, вы еще успеете окунуться в мир современного искусства и сформировать свое мнение о нем.

Софья Егорова