Саха театр представил премьеру по поэме Алексея Кулаковского.
Театралы валом валили на премьеру Руслана Тараховского по мотивам поэмы Алексея Кулаковского «Сон шамана» и либретто Суоруна Омоллоона «Красный шаман» по одноименной пьесе-олонхо Платона Ойунского. Зритель увидел многослойное, синтетическое представление в авангардном стиле перформанс. Тойуки, игра на кырыымпе и хомусе, шаманские обряды и камлания, психоделическая музыка культовой рок-группы «Чолбон» (под руководством Александра Ильина музыканты играют и поют вживую!) насыщенная современными техническими эффектами сценография, .где главным атрибутом является ноутбук (он же некий временной портал), из которого символически проецируются на сцену главные события спектакля — все говорит о том, что мы имеем дело с мистерией Театра Олонхо, происходящей не только здесь и сейчас, но еще и вне времени. Эмоциональным фоном спектакля служат пластические находки Симы Толстяковой, исполненные коллективами ансамблей «Эрэл» и «Гулун». Текст артисты играют, декламируют и поют на якутском, pycском и английском языках, что дает — возможность постичь его смысл зрителю любой национальности.
Поэма Алексея Кулаковского «Сон шамана», которая была поэтическим переложением его философских, футурологических идей, изложенных в «Письме якутской интеллигенции», написана в 1910—1924 гг. Примерно в тот период (с 1918 по 1925 год) создано и олонхо-тойук «Красный шаман». Незабвенный Савва Борисов в статье «Покровители девяти небес, благословители рода Айыы-Саха», где он рассматривал идейные и философские параллели этих двух классических произведений якутской литературы, говорил, что оба писателя говорят о путях выживания и развития якутского народа, в условиях глобализации. По словам Руслана Тараховского, именно его интерпретация этих двух произведений и легла в основу концепции спектакля.
Темой спектакля является возвращение современного человека к первоистокам, а сверхзадачей — попытка помочь новому, виртуализированному поколению связать себя с эгрегором родного народа. Через личную трагедию и страдания молодой музыкант Ньургун, имевший весьма поверхностное представление о культурных ценностях своих предков, духовно прозревает и становится шаманом новой эпохи. Понятие «шаман» не стоит воспринимать в лоб. Здесь скорее имеется в виду, что испытания способны разбудить в человеке сверхвозможности и потаенные таланты. Любой художник, артист скажет : искусство — это священнодействие, и посвященный способен заставить зрителя (слушателя), испытав катарсис (очищение) или апокатастис (восстановление), обрести себя заново.
Ньургуна, центрального персонажа представления, играет одаренный студент 5 курса АГИИК Александр Борисов, Айыыну, его невесту, — актриса Наталья Слепцова. Зритель оценит и прекрасные актерские данные молодых исполнителей, и их похвальное стремление органично вписаться в великолепный актерский ансамбль звезд театра. Предшественников, или другие ипостаси Ньургуна, являют брутальный, полный энергии Красный шаман (Василий Борисов) и седовласый, умудренный жизнью шаман Айыы Намысын (Герасим Васильев). Первый ратует за низвержение старого мира, второй благословляет и вселяет надежду. Почти эпизодическую роль Кутурган Куо гениально исполняет Степанида Борисова, чей голос завораживает нежными, теплыми модуляциями. В ее лице скорбящая и надеющаяся, плачущая и любящая Матерь Мира утешает и благословляет Ньургуна. Положительные персонажи выгодно оттеняются ролями отца невесты, исполненного Иннокентием Дакаяровым, и Орулуоса Дохсуна, которого воплотил сам режиссер Руслан Тараховский.
В тревожные 80-е годы публика не раз ходила на «Голубой желанный берег», чтобы напитаться чувством надежды и ощутить под ногами твердую почву. Этот спектакль тоже своего рода поэма о свете в конце тоннеля. Присоединяясь к великому Алексею Кулаковскому, Саха театр пророчит — в мире идет круговорот духовной энергии, и силы добра непобедимы.
Аита ШАПОШНИКОВА