В жизни шанс, когда студенту позволяется сыграть в ансамбле со звездами, бывает очень редко. Александру Борисову такой шанс выпал. Только случайным везением назвать это нельзя.
Просто он взошел на ступеньку выше по лестнице, по которой поднимался много лет. Большая роль в недавней премьере Академического Саха-театра имени П. А. Ойунского «Сон шамана» по поэме Алексея Кулаковского, в какой-то мере, его дипломная работа. И вдвойне приятно, что здесь он играл наравне со своими кумирами — лауреатами Государственной премии СССР Степанидой Борисовой и Герасимом Васильевым.
Для студента пятого курса АГИИК роль молодого музыканта Ньургуна, который в финале действа должен пройти все этапы посвящения и подняться до сана бело¬го шамана, оказалась второй «шаманской» ролью. Режиссер Руслан Тараховский пригласил его в свой перформанс, вспомнив, очевидно, органичное исполнение им роли шамана в спектакле учебного театра АГИИК «Тина жизни» по пьесе Алампа.
Александру Борисову здесь сполна удалось вписать в палитру постановки все свои актерские навыки и преимущества яркую внешность, сильный темперамент, пластичность, умение входить в экстатическое состояние. Образ ему достался неординарный. Беззаботный, «глобализированный парень, чьи глаза глядят в одну сторону, а ноги бегут в другую» (слова Руслана Тараховского), пройдя через боль и горе, в финале переживает полную трансформацию личности. И молодой артист успешно справился с ролью.
После спектакля в зале Олонхо участники премьеры дали пресс-конференцию. Я поинтересовалась у Александра:
— Это было твое первое крещение сценой и текстом А. Кулаковского. Что ты вынес из спектакля?
Молодой человек ответил очень серьезно:
— Какие бы трудности и искушения не предъявляла глобализация, нам нужно сохранять свою национальную культуру, уважать наследие предков. Относиться с почтением к старшим, даже если думаешь, что они не правы. В ходе работы я стал больше думать о родном языке, о наших обычаях и нравах. Теперь чаще читаю на якутском языке и понимаю серьезные тексты. Слово, оказывается, таит в себе огромную силу. И надо обращаться с ним осторожно. Особенно в жизни, когда приходится проводить обряды, говорить алгыс. Но жизнь и театр — разные вещи. Тут я живу, а на сцене играю. Актер в руках режиссера — пластилин, или алмаз, который он превращает в бриллиант. В этом плане я делал все, что от меня требовал постановщик. И показывал то, что хотел видеть зритель. Мы играли в очень непростом спектакле и знали, что на нас смотрят не только зрители. Высшие добрые силы есть, и они все понимают. Мне моя профессия очень нравится.
Входя в особое состояние, я переживаю на сцене другие жизни. Это захватывает.
Удачный дебют Александра отметили два самых значимых для театра человека. Драматург Василий Васильев-Харысхал сказал:
— Саша, ты молодец. Поздравляю тебя. Работай так дальше, а мы что-нибудь для тебя напишем!
Похвала художественного руководителя театра Андрея Борисова была скорее советом:
— Я рад за театр, за удачную премьеру. А Саше говорю — учись принимать успех, как успех у девушек , либо как беду. Иметь его с первой роли — это испытание.
Александр Борисов — такой же универсальный актер, как его педагоги: заслуженный артист РФ, народный артист PC (Я) Ефим Степанов, народная артистка РФ Степанида Борисова заслуженная артистка PC (Я) Галина Платонова. Думается, они учат его не только сценическому мастерству, но еще делятся житейским, человеческим опытом. С их благословения он переживет еще немало таких удач.
Аита ШАПОШНИКОВА.