В год 85-летнего юбилея Саха академического драматического театра имени Платона Ойунского одному из директоров театра, яркой личности в культуре якутского народа Захару Тимофеевичу Тюнгюрядову исполнилось бы 95 лет.
Больше он известен как директор республиканской библиотеки им. А.С., внедривший прогрессивные библиотечные технологии, благодаря которым Якутия получила библиотеку высокого разряда, где читателю предоставлялся весь спектр литературы — от детских книг до научных реферативных журналов. Библиотека имени А.С. Пушкина сыграла свою неоценимую роль в становлении интеллектуального потенциала республики. Крупнейшие ученые были ее читателями, в ней сформировался их научный кругозор.
При Тюнгюрядове библиотека получила статус одной из крупнейших библиотек России и получила право «обязательного экземпляра»: в ней можно было найти любую книгу, изданную на территории СССР. Деятельность Захара Тимофеевича была многогранной: он переводил, занимался литературной критикой, исследовал вопросы культуры и искусства и основательно изучал эпос олонхо.
Четыре года — с 1957-го по 1961-й — он был директором Якутского музыкально-драматического театра им. ПА Ойунского. Главным режиссером в то время работал народный артист ЯАССР и РФ Спирдон Григорьев, главным художником — заслуженный деятель искусств ЯАССР, народный художник ЯАССР Георгий Туралысов, главным дирижером — заслуженная артистка РСФСР, народная артистка ЯАССР Галина Кривошапко.
Захар Тимофеевич возглавлял Якутский театр в период рождения первой национальной оперы «Нюргун Буотур Стремительный» и освоения русской, советской и западноевропейской эстетики. При нем ставились спектакли: «Егор Булычев и другие» Горького, «Барабанщица» Салынского, «Стряпуха» Анатолия Софронова, «Лебединое озеро» Чайковского, «Алеко» Рахманинова, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Лауренция» Крейна. Активно вводились в репертуар произведения якутских авторов — «Сайсары» Су орун Омоллона, «От имени якутов» Софрона Данилова, «Любовь» Анемподиста Софронова, «Большой друг» актера-драматурга Ильи Находкина.
Имя Тюнгюрядова связано с одним из крупнейших событий в культуре нашей республики: коша в 1957 году в театре была подготовлена опера Жиркова и Литинского «Нюргун Боотур Стремительный», Захар Тимофеевич работал в оргкомитете по подготовке грандиозного по тем временам проекта — проведения Декады якутской литературы и искусства в Москве (1957). В его архиве сохранились толстые папки с чертежами, документами схемами, документами. Из прессы знаем, что центральным событием стала опера, которую восторженно приняли зрители.
Из собрания исторических материалов видно, что Тюнпорядов был образцовым директором. Рукописи делового характера, исписанные аккуратным почерком, хранят сведения подробные: когда, какой спектакль прошел, сколько было продано билетов, сколько человек посетили театр. Его хозяйственные и финансовые книги дают картину целой эпохи: от рекламных афиш до цен на электроэнергию.
Захар Тимофеевич изучал историю якутского театрального искусства. В журнале «Хотугу Сулус» 1971 г. (N 1, 2) опубликована его статья «Зарождение театра», где он дал анализ и обобщение всех известных работ по истории Саха театра и написал труд, который послужил основой для всех последующих исследований. Так же его интересовала теория театра, философия и этические основы, на которых строится героический эпос якутов, давший начало эпическому театру народа саха.
В набросках Тюнгюрядова, который продолжил исследования, начатые Платоном Ойунским, отчетливо вырисовывается политеистическая эпоха, которую в мировой культуре характеризует человек, как мера всех вещей. Все божественное, все материальное, от быта до Вселенной имеет «логика» и пропорции, соответствующие человеческому телу, что касается пространства и человеческим действиям, когда речь идет о времени.
По словам Галины Михайловны, его супруги, Захар Тимофеевич продолжал работу над осмыслением олонхо всю свою жизнь и вдохновил ее на исследование музыкальной природы эпоса.
В год 85-летия Саха театра, изучая материалы, приводя в систему фотографии, статьи о театре и вновь полученные документы, мы видим, что не было в истории Саха театра случайностей, что каждый внес свою лепту и занял свою нишу в ней.
Сегодня, когда идет работа над научным оформлением театральной эстетики, когда начат новый этап освоения и развития культурного наследия, работа Захара Тимофеевича приобретает особую актуальность. Важно то, что драгоценные идеи Ойунского нашли продолжение в ту эпоху, когда изучение олонхо не было столь популярно, и методика исследования фольклора была скована материалистическим мировоззрением. Может быть, потому и не был завершен труд Тюнгюрядова о пространственно-временных представлениях якутов в эпоху создания олонхо. Его философский взгляд был преждевременным тогда, но сейчас очевидна востребованность его труда, который доказывает продуктивность пути исследования, избранного Ойунским.
Валентина Чусовская