Человеческая жизнь похожа на море: то спокойное, умиротворенное, то бурное, кипучее. «Олох долгуннара» («По волнам жизни») — так называется спектакль в постановке Степаниды Борисовой, который она поставила специально для студентов Арктического государственного театра искусств и культуры. Находка режиссера — в том, что все актеры исполняют свои роли в стиле тойук.
Постановку мне довелось увидеть в Театре Олонхо в субботу, 18 апреля. Рассказывать сюжетную линию не имеет смысла, да ее и нет.
Город. Машины. Люди… У каждого человека — своя судьба, свои сложности в жизни. Своя личная драма. «Олох долгуннара» — небольшие картинки, зарисовки из жизни. Нашей с вами жизни. Такой узнаваемой и такой ни на что не похожей.
Маленькая сцена, задник которой оформлен в виде домов города с освещенными окнами, камерный зал с двумя-тремя десятками стульев. Вероятно, именно эта камерность, «закрытость» придает спектаклю некую интимность. В какую-то минуту возникает даже ощущение того, что ты подглядел семейную сцену, увидел то, чего тебе, возможно, не следовало видеть и слышать.
Как говорил Лев Толстой в «Анне Карениной», все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная несчастлива по-своему. Эпизоды спектакля, подобно мозаике, складываются в одну картину, раскрашенную разными цветами. Вот семья, в которой муж — азартный игрок — просадил последние деньги, предназначенные на лекарства больному ребенку. К девушке, живущей у бабушки, приходит незнакомая женщина и признается, что она — ее настоящая мать. В другой зарисовке муж заявляет жене, что у него другая женщина… «Нам надо развестись», — говорит он.
Все это знакомо и узнаваемо, не правда ли? И оттого при просмотре возникает щемящее чувство, ощущение того, что все это уже было. Возможно, не с тобой, но с кем-то из твоих друзей, просто знакомых. И это трогательно, волнительно. Больно.
Актеры — студенты 4 курса АГИИК, рассказывая о работе над спектаклем, говорят, что работать было тяжело, но очень интересно. Казалось бы, это невозможно — играть спектакль и петь тойук. В итоге получился синтез.
«Мне хотелось, чтобы ребята научились выражать чувства, — поясняет Степанида Борисова, актриса Саха театра, преподаватель тойука, руководитель группы актерского мастерства АГИИК, автор проекта. — А это возможно только при сильных эмоциях — когда человек переживает трагедию, драму».
Это уникальное пение звучит в спектакле каждый раз по-разному: передавая гнев, ненависть, радость, боль, страдание. «Никто из студентов не умел петь тойук, — признается Степанида Борисова. — Мы учимся этому». Надо сказать, что ребята делают это очень профессионально.
Но спектакль — это не только тойук. Это еще и танцы. Танец, изображающий домашнюю работу — мужскую и женскую, танец — сенокосная пора, танец — тайные желания, танец — секс… «Все движения людей — это танец, — убеждена Степанида Борисова. — Мы ходим, говорим, жестикулируем — все это танец, выражающий настроение, чувства и эмоции».
Вообще, спектакль можно назвать событием в культурной жизни республики.
«Сегодня в нашем Арктическом институте искусств и культуры ведется уникальное обучение студентов, направленное на сохранение самобытной культуры народов Арктики, — говорит ректор института Саргылана Игнатьева. — Возрождается истинно народный театр, театр олонхо, который словно заново открывает удивительную, неповторимую экспрессию тойука и исконную красоту народного творчества».