В Бельгии презентовали работы якутской художницы Анны Кэрэhит

8 апреля в Бельгии в г. Брюгге, в церкви Святой Катерины, состоялась презентация работ художника Анны Петровой-Кэрэhит. Церковь приобрела две работы Анны «Хантан хааннаах, кимтэн кииннээх…» и «Уьуйээн. Быль».

Церковь вышла на якутского художника по следам международного проекта Арктического государственного института культуры и искусств «Искусство Арктики-2017. Кочующие свитки». Идея преподавателей АГИКИ, объединенных желанием продолжить передвижные выставки по странам мира, нашла поддержку Министерства образования и науки России в виде грантового вознаграждения. И осенью художники с помощью якутянки Ольги Монастыревой, проживающей в Бельгии, провели в городе Брюгге выставку якутских художников, это была седьмая страна, увидевшая «Кочующие свитки». Авторы их – преподаватели АГИКИ, художники Туяра Шапошникова, Анна Петрова, Ольга Рахлеева, Надежда Иванова, Наталья Николаева, а также художники Ольга Монастырева, Галина Окоемова, Сардана Иванова, Ирина Мекумянова, Ольга Скорикова, Надежда Федулова и др.

Анна Петрова-Кэрэhит успешно руководит кафедрой дизайна и декоративно-прикладного искусства АГИКИ. Ее имя также известно в научном сообществе как исследователя истории искусства, она кандидат искусствоведческих наук.

Об эстетике Анны Кэрэhит искусствоведы пишут: «Представительница современного якутского искусства нового направления, владеющая универсальным талантом. Ее работы аутентичны, неформальны для якутского социокультурного контекста и в определенной мере являются прогнозом, ибо задают вектор поиска, который, ярко заявит о себе в искусстве Якутии в ближайшее десятилетие».

Анна Петрова-Кэрэhит: 

-Получив предложение повторить работу «Откуда родом» для церкви святой Екатерины, я спросила заказчиков, почему именно эта работа. Ответили, что она как раз в точку. В Европе очень озадачены миграционными процессами, которые происходят сейчас, и в этом большом потоке многие не помнят, кто они, откуда ведут род свой.

На презентации работы Анна Кэрэhит представила наша соотечественница Ольга Монастырева, художник, деятель искусств:

-Группа от католической церкви, которая занимается поисками произведений искусства, передает Анне большой привет и благодарность за прекрасные работы «Благодарим Анну, которая сегодня здесь присутствует в своих работах, и работы отныне будут жить здесь», — было сказано на презентации.

Хантан хааннаах, кимтэн кииннээх…/ Откуда родом…. 2017.

Работа «Хантан хааннаах, кимтэн кииннээх…/ Откуда родом…» создана на основе интерпретации архаичных символов и орнаментальных мотивов саха. Символические знаки, представленные в работе были изображены на древних писаницах, которые, предположительно, создавали люди, которые несколько тысячелетий назад мигрировали и начинали заселять суровые земли севера. Они несли свою любовь к жизни, свое миропонимание и мироощущение. Емко и точно они воспроизводили это миропонимание в знаках.  Кто они были? Остается загадкой… В работе представлены символы нескольких очень древних пластов, оставленных неизвестными странниками в виде «Трехрогой богини», знаков испрошения небесной благодати, птицы-символа души, солнечные диски, есть также знаки более позднего времени символизирующие священных животных… И все это на фоне одного из самых благопожелательных и жизнеутверждающих орнаментальных форм — «лировидного орнамента», который может быть трактован как «Мировое древо», «Богиня-мать»… Эта работа отсылает ко всему изначальному, коренному, тому, как безмерно важна память и бесконечная любовь к жизни.

Уьуйээн / Быль. 2017

Это произведение также является одной из интерпретаций традиционного для орнаментального искусства саха «лировидного» мотива, который здесь трактован как плоскость, на котором разворачиваются события. Снова отсылая к прошлому работа рассказывает о неких событиях, которые могут происходить в современности, но при этом от этого, в сущности, не меняется то, кто мы есть на самом деле. События, представленные в работе в виде неких фрагментарных «репортажей», могут говорить о эфемерности, быстротечности мгновений жизни. Также автор как бы сопоставляет традиционные и актуальные, универсальные для современности формы.

Справка о художнике по материалам профессора, заслуженного деятеля искусств РФ, искусств Зинаиды Ивановой-Унаровой и профессора, кандидата философских наук Алексея Пудова:

Анна Петрова-Кэрэhит (Свидетель) – художник, дизайнер, член Союза художников России кандидат искусствоведения, доцент. Представительница современного якутского искусства нового направления, владеющая универсальным талантом. Ее работы аутентичны, неформальны для якутского социокультурного контекста и в определенной мере являются прогнозом, ибо задают вектор поиска, который, ярко заявит о себе в искусстве Якутии в ближайшее десятилетие.

Ее стиль, можно обозначить как «абстрактный реализм и осязаемая материальность», чему можно добавить термин «этномодерн», характерный для части молодых якутских художников, выражающих свое миропонимание языком современного искусства неосимволизма на основе национальных этнических традиций.

Своеобразное творчество Анны Петровой близко к современному понятию «научное искусство», и в силу своей неоднозначности, абстрактности и символизма обречено на множество интерпретаций.

Основные произведения Анны Петровой относятся к станковому искусству, выполненному ручным способом на излюбленном ею материале — кожа, текстиль, металл. Художественной концепцией ее является осмысление прошлого в пространстве-времени вещными образами. Начало этому дало увлечение историей и культурой древних кочевников Центральной Азии, Южной и Северо-Восточной Сибири. Несмотря на огромные временные и пространственные расстояния, разделяющие народы, их объединяют общие черты в материальной и духовной культуре, в декоративно-прикладном искусстве.  Динамику современного якутского искусства она изучает сквозь призму традиционного прошлого, в связи с чем пытается разобраться в загадках восточной философии и осязаемых археологических артефактах, с которыми столкнулась во время поездок в Центральную и Среднюю Азию, Южную Сибирь. При этом превалирующую роль в концепте традиций играет семиотическая парадигма. Картины на коже несут сигналы времен, связующих архетипы родственных народов и одновременно эмоциональный заряд их автора.

Работы представляют коллекционную ценность, их декоративно-прикладной характер оговорен потенциалом авторского прочтения. Художник никогда не хотел понравиться зрителю, сделать вещь доступной широкой массе. Все в работах Анны идет от личной позиции внутреннего видения вещей. Социальные мотивы переживаемой эпохи в ее работах могут быть прочитаны лишь как то, что подсознательно промодулировало ее личные переживания и желания. Они вторичны, но тем и хороши, что не представлены как идеологические конструкты, а именно как вторичные отпечатки социального времени. Ее работы, и предсказание, и эстетически остро поставленные вопросы о сути бытия, его смысле и предназначении, заданные в указанной временной перекличке, содержательно выраженной в старой говорящей вещи или вещи принципиально застаренной.

Работы Анны Кэрэhит находятся в государственных собраниях и частных коллекциях России и других странах.