В память о народном художнике Афанасии Мунхалове

Сегодня год, как нет с нами выдающегося художника Якутии Афанасия Петровича МУНХАЛОВА. Афанасий Мунхалов был народным художником России и лауреатом государственной премии республики имени П. Ойунского. Его произведения представлены более чем в 40 странах мира. Афанасий Петрович являлся одним из организаторов высшего художественного образования в Якутии, стоял у истоков создания филиала Красноярского государственного художественного института в г.Якутске в 1994 г. В 2000 году на базе филиала был открыт факультет изобразительных искусств Арктического института культуры и искусств, которым Афанасий Петрович руководил до последних дней.

В память о мастере предлагаем вспомнить прекрасные графические листы, созданные в разные периоды жизни художника, прославившего графическую школу Якутии на весь мир.

Ярко цветные листы «Колхозных будней» рождают у зрителя ощущение свежести и светлого обновления в привычном течении скромного сельского быта. Это исходит и от атмосферы уютного домашнего чаепития, и от пестроты многолюдного собрания в клубе, воссозданных автором во всех подробностях – созерцательно размышляя и не без юмора любуясь, заодно увлекая и нас, зрителей, тем, как все это художнически наблюдательно подмечено.

В листе «Тихий разговор» три пожилых эвенки в национальных одеждах ведут степенный разговор перед жарко горящим очагом, мерно тикают часы, еле заметные на фоне. Образы женщин исполнены древней мудрости и внутреннего достоинства. Если выдающийся якутский поэт и философ А.Е.Кулаковский сравнил вымирание малочисленных народов с «угасанием огоньков», то здесь яркое пламя и летящие искры символизируют продолжение рода людей, живущих в экстремальных условиях Арктики.

Воплощая свои представления о счастье и гармонии, художник в линогравюре «Счастье» (1969) воссоздает первоэлементы мироздания. Началом начал, знаком весно обновляющегося бытия воспринимается молодая женщина с ребенком у могучего Древа жизни, вокруг которого обильно цветет земля-матушка, привольно раскинулся алас с круглым озерком, пасутся табуны лошадей, стада коров. Среди этой летней благодати образ матери, кормящей грудью свое дитя, выступает творением природы, центром срединной земли. Такую же роль играет архетип древа и близкие к нему символы якутской мифологии: конь, алас и круглое, словно «копыта скакунов лихих», озеро, которые соответствуют поэтическим представлениям о могуществе природных созидательных сил, витальности жизни и плодородии ее естества.

Известно, что «самые счастливые игры – недоигранные, самая чистая любовь – недолюбленная, самые лучшие песни – недопетые». Мечты в линогравюре «Лошадки моего детства» балансируют на грани яви и сна, — зыбкой поэтики воспоминания. За купами деревьев возникают образы далекого счастья, словно художник закрыл глаза, и перед его внутренним взором, подобно миражу, в просвете «двери-воспоминания» предстали силуэты двух лошадок у коновязи и ручки ребенка, так и не дотянувшаяся и не погладившая их.

Все аннотации к произведениям приведены из книги-альбома «Афанасий Мунхалов», авторы-составители — Галина Неустроева и Иннокентий Потапов.