ПАМЯТИ АФАНАСИЯ МУНХАЛОВА

9 сентября не стало выдающегося якутского художника Афанасия МУНХАЛОВА. Заслуженный художник России скончался на 79-м году жизни, гражданская панихида состоится 12 сентября в 11 часов в здании Национального художественного музея Якутии (улица Кирова, 9).

Сегодня мы публикуем отрывок из интервью с Афанасием Петровичем, посвященного его 75-летнему юбилею. Мальчик-сирота, выживший в условиях, где и взрослый терял надежду, закончил престижный московский вуз, стал деканом института и народным художником России.

— Самое первое детское воспоминание — красивый белый пароход «Киров». Мне пять лет, и я страшно рад происходящему. Мы с мамой, сестрой и нашими односельчанами плывем по реке. Лишь спустя годы я узнал, что это был за момент: нас в числе многих тысяч чурапчинцев насильно переселили в северные улусы.

— Наверное, я должен был умереть еще в пять лет. Прикрываясь красивыми обещани-ямм, нас, по сути, отправили на верную смерть. Говорили, что на Севере так много зайцев и рыбы, что их можно ловить ругами и мы никогд а не будем голодать. Высадили воех на берегу реки в местности Ситге (Кобяйский улус}. Никто нас, конечно, не ждал. Жили в шалашах на берегу реки. Не было ни снастей, ни навыков, чтобы ловить рыбу. Да и некому было рыбачить или охотиться, ведь вывезли одних стариков да женщин с детьми. Уже выпал снег. Было холодно. Люди начали болеть. В пять лет я остался круглым сиротой в чужом наслеге. Мама и сестра умерли к ноябрьским праздникам. Я выжил чудом, даже не понимаю как. Вечно голодный. Одет во что попало, обуви не было, бегал босиком по снегу… Жил сначала при школе, потом у старушки в деревне, затем определили в детский дом.

— Художником мне помогли стать Сталин и Ворошилов. В школьные годы я уже слыл художником, то есть рисовал стенгазеты и еще оформлял девчоночьи песенники. Рисовал орнаменты, цветы, местные пейзажи, закат на реке, например, животных, девушек, парней… И еще копировал с фотографий портреты вождей революции. Так руку набил, что даже принял участие в конкурсе рисунков. Нарисовал Сталина и Ворошилова у Кремлевской стены и занял призовое место. В выпускном классе мне доверили помогать учителю рисовать портреты членов политбюро. Сухо-

. теркой. Техника такая — рисовали по ткани сухими кистями. Вот так наши вожди повлияли на мой выбор. После окончания школы поехал в Якутск поступать в музыкально-художественное училище.

***

— Удивляюсь и завидую самому себе. Как я рискнул поехать в Москву учиться? Сельский детдомовский парень, один, через всю страну.

Экзамены в Художественном институте имени Сурикова уже закончились. Но с учетом того, что мне пришлось добираться из далекого края, из самой Якутии, в порядке исключения меня допустили до экзамена по рисунку. Так я стал студентом графического факультета знаменитой Суриковки.

***

— Мы вошли в историю как «шестидесятники». Москва времен моей молодости ассоциируется с первой выставкой авангардистов в Манеже. С I Международным конкурсом имени Чайковского, с именем американского пианиста Ван Клиберна. Это, было время, когда Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский читали свои стихи в Политехническом музее… Это первые концерты Окуджавы, Галича, Высоцкого… Первый полет человека в космос. Все это сказалось в нашем творчестве. Все это дало нам такой импульс, вызвало к жизни такое широкое художественное движение, что хватило на многие . годы. А какие мы были модники: узкие брючки, рубашки с острыми воротниками, прически с бакенбардами… Наши преподаватели были прогрессивными людьми. Они свободно разъезжали по миру: сегодня читают лекцию в Москве, завтра — в Париже, послезавтра — в Лондоне… В нашей манере одеваться они видели лишь стремление к самовыраже-• нию…

МНк

— Нам выпала честь стать основателями так называемого «сурового стиля» в советской живописи… Нам повезло: мы стояли у истоков зарождения нового этапа развития современного искусства. Мы сами творили историю.

— Хлеб с горчицей — всему голова. Этот «бутерброд» спасал нас от голода. В те времена во всех столовых хлеб был бесплатным, так же как и горчица — пролетарское масло. Хлеба было можно брать сколько угодно. Стипендии, конечно, не хватало, и, чтобы не голодать, студенты нашли выход: приходишь в столовую, берешь стакан чая за три копейки, мажешь хлеб горчицей, солишь и ешь. Вкусно и сьггно.

— Семья — это не кольцо на пальце и не штамп в паспорте, это нечто большее. У меня на пальце до сих пор нет обручального кольца. В 1962 году во время каникул в Якутске я женился. Моей женой стала выпускница Московского пединститута Октябрина Трофимова. Свадьба была скромная, даже кольцами не обменялись. У нас растут две дочери, четверо внуков. Через два года у нас золотая свадьба, вот тогда и подарю жене колечко. Восполню пробел.

— Художник — свидетель эпохи, можно сказать, летописец. Он творит вне времени и пространства, опираясь лишь на свое видение. К сожалению, в наш меркантильный век искусство часто не востребовано. Но, думаю, это временно. Потому что прекрасное и человечное, пройдя через сито времени, остается. Все ненужное отлетит, как шелуха. Потому что искусство вечно!

Афанасий Петрович Мунхалов родился в 1935 г. в с. Кюэдюл Чурап-чинского района Якутской АССР. Окончил Якутасое художественное училище, графический факультет Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова (мастерская Е. А. Кибрика).

Был председателем правления Союза художников ЯАССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР VIII созыва (1970 г.), депутатом Верховного Совета ЯАССР IX созыва (1975 г.), делегатом областных партийных конференций, делегатом III, IV, V съездов художников СССР (1968,1973, 1977), делегатом III и IV съездов художников РСФСР (1972,1976), членом правления СХ СССР (1973). Член Союза художников СССР с 1964 г. Участник международных выставок в 26 странах мира. Лауреат Госпремии им. П. А. Ойун-ского, действительный член Академии духовности РС(Я). Декан факультета изобразительных искусств АГИИК, профессор графики ЯФ Красноярского художественного института им. В. И. Сурикова. Он принадлежит к славной плеяде замечательных якутских художников, расцвет творчества которых пришелся на 1950—1990-е гг. Среди самых известных работ мастера серия линогравюр «Мой Север», «Солнце светит всем», «Моя Якутия», «Думы о времени*, «Тойук о Ленине», серия литографий «Победа и мир», «Кюндзлк-. Афанасий Петрович Мунхалов по праву считался о&мм из ведущих российских графиков. Его работы хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Государственного музея изобразительного искусства им. А С. Пушкина Государственного Русского Mvses Национального художественного музея Якутии, в российских и зарубежных коллекциях.

Елена КИСЕЛЕВА