МАРИЯ МИХАЙЛОВА: «ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ»

Мария Михайлова около 20 лет работает с будущими актерами, готовит служителей Мельпомены в Арктическом институте искусств и культуры и колледже культуры, руководит учебным театром.

Она — уникальный педагог по сценической пластике, старший преподаватель кафедры актерского искусства АГИИК, ставшей кузницей для главных театров республики. Работает она и как режиссер: эта весна ознаменовалась для Марии Маркеловны премьерой на сцене Театра юного зрителя. Под занавес театрального сезона мы поговорили с Марией о составляющих актерского успеха и о пути к профессии.

—      Начнем с того, что двигаться полезно не только для физического здоровья, но и психологического. Хоть танцем занимайся, физкультурой, ритмикой — физические упражнения тренируют воображение, учат распределять себя в пространстве. И более того, в жизни. Мои педагоги всегда говорили: «Делая одно движение, думайте уже о следующем». И эта привычка перетекает и в другие области жизни. Получается, человек учится объемному мышлению.

—      А как вы решили стать педагогом по пластике? Почему выбрали эту необычную специализацию?

—      Наверное, еще будучи школьницей, начала свой путь к профессии. В детстве ходила на всевозможные кружки: занималась в хоре, училась играть на хомусе, фортепиано, танцевала в ансамбле, в общем, с утра до вечера была занята. В 1986 году поступила в Свердловский театральный институт на актера театра кукол, где познакомилась с замечательным педагогом по пластике Любовью Важениной-Ивониной, которая и повлияла на мой выбор профессии. Еще студенткой начала вести занятия для младших курсов вместе с Любовью Михайловной. После окончания вуза три года отработала в Нерюнгринском театре кукол. А в 1995 году стала педагогом по пластике в колледже культуры. Постоянно совершенствуюсь, улучшаю свои профессиональные умения. Так, прошла стажировку у Нелли Дугар Жабон в Восточно-Сибирской академии искусств, в 2003 году окончила заочно Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств, училась у Туяны Бадагаевой на отделении режиссуры. В 2003 году поступила на ассистентуру — стажировку в Высшее театральное училище им. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, где и получила специальность «Преподаватель пластического воспитания артиста драматического театра и кино». Это было как раз то, что мне нужно. Училась у великих мастеров своего дела — Виктора Тэйдера, Аллы Кругловой, Александра Кулькова, Владимира Селезнева.

—      Путь получился не короткий …

—      Да, профессия непростая, требующая постоянного роста. Но это не было метаниями, все усилия были направлены на совершенствование мастерства. В результате поисков, учебы, стажировок сейчас могу поставить и спектакль, и концерт, и карнавальные шествия, и массовые мероприятия. Накопила большой опыт, прежде чем приступить к собственно пластике. Ведь жест как таковой — это конечный результат, которому предшествуют процессы, протекающие внутри. Действия на сцене будут органичными и убедительными, если они наполнены внутренним содержанием. Можно сказать, этим содержанием я и занималась все искать.

—      Расскажите, пожалуйста, как проходят ваши занятия.

—      Еще Станиславский говорил, что для воспитания актера важны и жонглирование, и акробатика, и хореография. Всё идет от простого к сложному: начинаем с наклонов головы, а заканчиваем акробатическими трюками. С каждым занятием упражнения усложняются, добавляются новые элементы, Упражнение — это некая грань, пройдя через которую артист становится другим. Всегда напоминаю это своим студентам. А если говорить о курсе в целом, то мы изучаем сначала биомеханику тела, акробатику, парную акробатику, специальные сценические навыки — падение, бой без оружия, прыжки. Самый большой раздел — фехтование: учимся правильно обращаться с оружием, с плащом, шляпой, шпагой. И в результате всех этих занятий через пять лет ребята выходят из учебного заведения одаренными. Не все ведь от природы спортивные, подвижные, все мы разные. Главное условие — ежедневный труд, посещение занятий. Каждый день нужно уделять время движению. В разных вузах разные программы, в программе нашего вуза, помимо занятий по пластике, — классический танец, танцы народов мира.

—      Вы развиваете совершенно новый для Якутии жанр — пластический спектакль. Расскажите, пожалуйста, о своих работах.

—      Язык жестов — самодостаточный язык. Иной раз, согласитесь, слова и вовсе не нужны. В 2010 году мы поставили «Этюды о любви и смерти» по мотивам трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» в качестве дипломной работы студентов Арктического института культуры. На протяжении полутора часов не было произнесено ни слова, все мысли, эмоции были выражены жестами, взглядом. Общий ход задавался сонетами Шекспира, которые исполнил хор.

А вот в прошлогодней дипломной постановке — спектакле «Маугли» — мне был интересен переход от движения к слову и от слова к движению. Всё было сконцентрировано вокруг этих переходов. Черные трико с элементами костюма, ни грима, ни масок — только язык тела и звуки. «Маугли» стал лауреатом Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Сказки на Земле олонхо» в 2012 году.

А в марте этого года состоялась премьера в Театре юного зрителя по олонхо Реаса Кулаковского «Ордьоот о5онньор», это мой первый опыт постановки на профессиональной сцене в качестве режиссера по пластике (режиссер-постановщик —- Валентина Якимец). Было легко и приятно работать с состоявшимися артистами. А получился ли спектакль, судить зрителям.

—      Какие еще сложности встречаются на актерском пути, о которых бы вы хотели предупредить своих студентов?

—      Их, конечно, немало, как и на любом жизненном пути. Но отличие профессии актера в том, что она требует известности. И главное — надо суметь выдержать эту известность: медные трубы могут сломать человека. А вот труд еще никого не убивал. Наоборот, он делает человека крепким, цельным…

 

Татьяна ПАВЛОВА