ЗАКОН АНТИГОНЫ

Саха театр представляет античную классику в якутском прочтении… Все знают про эдипов комплекс, описанный Зигмундом Фрейдом, но мало кто помнит ужасные семейные трагедии, преследовавшие фиванского царя Эдипа.

Одну из них описал античный драматург Софокл. Образ героини этой метадрамы Антигоны в истории театрального искусства, возможно, занимает такое же важное место, что и Жанны Д’Арк и принца Гамлета.

Режиссеры всех времен и народов почитают этот вечный сюжет, потому в течение веков на сцене было поставлено бесконечное число его интерпретаций.

Не смогла пройти мимо великой трагедии и режиссер Саха академического театра имени П.А. Ойунского Лена Иванова-Гримм. Она так давно мечтала об этой постановке, что продумала сотни вариантов, прежде чем приступила к репетициям.

Дочь Эдипа Антигона в ее понимании цельная натура с высоким духовным потенциалом, исключительным отношением к чести, вере, долгу перед богами и людьми. Узурпатор Кре-онт, занявший трон ее отца, запрещает похоронить ее брата ПолинИка. У Антигоны один выбор f предать тело брата земле или выйти замуж за Гемона, сына Креонта.

Ни страх смерти, ни любовь сына царя не могут заставить ее отказаться от принятого решения. Перед казнью Антигона случайно разговаривает с охранником — простым человеком…. И эта беседа потрясает ее. В глазах его она находит только пустоту и равнодушие.

Лена Иванова-Гримм считает, что нравственные ценности — главная ценность, объединяющая людей планеты. Да, глобализация, переведя все в плоскость потребления, обострила противоречия между народами, людьми, отцами и детьми. Эпоха двойных стандартов разъедает наш мир изнутри. «Вы видите по телевизору голодающих детей в Африке, воюющую Украину, но, не желая слушать об этом, переключаете канал. И попадаете на ток-шоу, где идет обсуждение проблемы некачественных силиконовых имплантов, — говорит она. — Это абсурд. Тотальное равнодушие к проблемам человечества когда-нибудь заведет всех в тупик». Срединному миру очень не хватает благородных Антигон.

Режиссер нашла параллели между якутским Олонхо и древнегреческим мифом. Ведь и в нашем эпосе часто одинокий герой противостоит полчищам злых сил из Нижнего мира и побеждает. Предки оставили нам послание в мифах, обычаях и неписаных законах чести. И что бы ни случилось, нам стоит помнить об этом.

Текст античной трагедии на якутский язык перевела известная писательница, поэт Елена Куорсуннаах. Зритель отдаст должное стильной и концептуальной сценографии Лены Гоголевой. Над музыкальным сопровождением спектакля поработал Гернот Гримм. В ней очень бережно и красиво использовано звучание кырыым-пы Германа Хатылаева.

Антигону играет Ирина Никифорова, Креонта — Геннадий Турантаев, Полиника — Слава Лавернов, Гемона-Александр Борисов, Тиресия — Зоя Попова, Охранника — Дмитрий Михайлов. В спектакле заняты также Прокопий Данилов, Ильяна Павлова, Лена Маркова, Илья Портнягин, Маргарита Борисова, Надежда Ушницкая, Семен Алексеев, Жанна Ксенофонтова.

 

 

Аита ШАПОШНИКОВА