ЖИВОПИСЬ И ДО ВАТИКАНА ДОВЕДЕТ

Жизнь якутской художницы Паулины Копэстыньской, если судить по ее страничке в соцсетях, полна событий, происходящих то в Польше,то в Италии. Но родная сторона всегда манит ее просто потому, что здесь живут ее родственники и друзья. Так что приглашение АГИИК дать мастер-классы будущим графикам она приняла с удовольствием.

АИТА ШАПОШНИКОВА

shaposhnikova@sakhamedia.ru

Она очень соскучилась, ибо не была в Якутии пятнадцать лет. Росли и учились ее дети, к тому же семье пришлось осваиваться в Италии. Теперь сыновья повзрослели, и ей уже можно жить своими интересами. В Европе она человек популярный, состоит в ассоциациях итальянских и польских акварелистов, Союзе польских художников, творческом сообществе художников Ломбардии, а у нас ее сделали почетным членом Союза художников Якутии.

Известность к Паулине пришла через книги, которые она иллюстрирует. Ее кисти принадлежат изысканные рисунки «Истории польского костюма», иллюстрации к сказкам, учебникам, в том числе к «Азбуке», которая заняла первое место на конкурсе, проведенном Министерством образования Польши. Успешно сотрудничает наша землячка с Академией наук Польши. Последняя ее работа для академического издательства — «Подписи польских знаменитостей», где более 40 портретов выполнены ею.

Русская школа живописи — лучшая

Копэстыньска «*• живописец, выпускница Художественного академического института имени В.И.Сурикова, обладающая виртуозной техникой письма маслом, чаще работает по очень серьезным заказам. Когда в Польше собирались отметить 100-летие вручения Марии Кюри-Склодовской Нобелевской премии по физике, Академия наук заказала ей парадный портрет гениальной ученой. Его показали потомкам супругов Кюри в Королевском дворце, а теперь он украшает музей первоот-крывательницы радиоактивности в Варшаве. Паулина попросила, чтобы на табличке написали, что картина создана художницей из Якутии.

«Почему в Европе так ценят российскую школу живописи?» -спросила я ее. «Так похоже и естественно, как русские художники,там уже никто не пишет. Благодаря технологиям европейцы разучились делать многое руками. Например, я вела курсы рисунка в Ломбардии, учила рисовать углем. Когда предлагала работать красками, ученики стонали: давайте что-нибудь попроще, живопись — это долго, тяжело, сложно. Но они все-таки понимают, что живая работа смотрится гораздо богаче, чем фотография, замаскированная компьютером под живопись».

Я мысленно сравнила ее нежные, объемные, дышащие светом иллюстрации с плоскими картинками ядовитого цвета в современных детских книжках, журналах, мультиках и искренне пожалела ребятишек.

Копэстыньска и правнучка Ястремского Польша — католическая страна, у которой сложились особенные отношения с государством Ватикан. Когда покойный папа Иоанн Павел II был канонизирован как святой, Польшу охватил бум на его образ. Как-то по поводу очередного портрета папы художницу пригласили в одну варшавскую школу. Как раз тогда вышла книга «Польские исследователи Сибири», иллюстрированная ею. Она подарила ее директору. Пролистав издание, женщина радостно ахнула: «Здесь есть Сергей Ястремский — это мой прадед!». Теперь Анна Ястремска вместе с нашей землячкой намеревается посетить Якутию.

У моей собеседницы рука легкая не только в живописи. Благодаря умению дружить с самыми разными людьми, ей удается продюсировать концерты якутских коллективов. Детский ансамбль «Алгыс» из села Тулагы недавно с ее помощью выступил в польской Академии наук. «Такие послушные, собранные дети приехали! — поделилась она. — У них были красивые костюмы и отличные номера. Я пригласила на концерт послов Италии и Швейцарии в Польше, и они были очень растроганы нашими ребятами».

Картина в покоях кардинала

Благодаря академии три года назад Паулина смогла попасть

в святая святых Ватикана. Нашу художницу включили в состав академической делегации, приглашенной на открытие выставки секретных архивов. Накануне поездки она решила посоветоваться с итальянскими друзьями. Позвонила им, а те говорят: «Срочно готовь подарок — портрет министра культуры Ватикана кардинала Джанфранко Равази». Одним словом, с задачей она справилась, и картина дала повод министру принять польских академиков. А художнице кардинал позже отправил официальное письмо с благодарностью.

Маленькая смуглая якутян-ка сейчас в пути, едет домой. Она увезла богатый, но невесомый багаж — свои впечатления, идеи новых картин, полная замыслов выставок, концертов, презентаций якутян в Польше и Италии. И мы непременно напишем о том, как Паулина их воплотила.

Подарки Сталину

Состоялась презентация каталога «Резная кость Якутии и Таймыра из собрания Государственного музея Востока».

Издание, составленное Михаилом Бронштейном и Юрием Широковым, было представлено в Музее истории и культуры народов Севе- ¦ ра имени Е.Ярославского. Оно * принесло искусствоведам радостную весть: найден юбилейный подарок Иосифу Сталину — уникальный настольный прибор, долгое время считавшийся утраченным.

В СССР в декабре 1949 года с размахом отметили 70-летний юбилей И.В. Сталина. Торжественный юбилейный вечер состоялся 21 декабря. А 22 декабря в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина делегации вручали подарки.

Якутский народ подарил вождю великолепные предметы из мамонтовой кости работы известнейших косторе-. зов: чорон Ивана Мамаева,; письменный прибор Алексея Федорова, Семена Пестерева, Дмитрия Ильина, Егора Алексеева, Семена Заболоцкого, а также трубку с портсигаром Василия Попова и шахматы Терентия Аммосова. Иван Мамаев сделал еще нож в ножнах и пояс из серебра. Еще был якутский костюм для Сталина, сшитый мастерицей из Оленекского улуса Прасковьей Николаевой.

Из этих вещей в Музее современной истории России в Москве на постоянной экспозиции находятся чорон и декоративный пояс, сделанные Мамаевым, и комплект из унтов, шапки, рукавиц и пальто. Они поступили сюда в 1949 году, и тогда учреждение культуры называлось Музеем революции СССР.

Выяснилось, что вещи после выставки подарков были распределены по разным местам. Например, письменный прибор попал в фонды кремлевских музеев, откуда в 1979 году его передали в Музей Востока. Нам осталось проследить судьбу ножа Ивана Мамаева и шахмат Терентия Аммосова.

Таким образом, воскрешена еще одна страница истории декоративно-прикладного искусства Якутии. К сожалению, в каталоге нет имен мастеров. Но сотрудники музея уверили, что ошибка будет исправлена и каждый мастер займет свое место в издании.

 

ЕФРОСИНИЯ НОГОВИЦЫНА.

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК НХМ РС(Я).