БЕЗ НЕГО МИР СТАЛ СКУЧНЕЕ

Только летом Афанасий Петрович Мунхалов обещал жить _ долго и в очередной раз выйти победителем в борьбе с болезнями. У нас были свои планы сотрудничества. Но, увы … 9 сентября сердце выдающегося якутского художника-графика остановилось. Кто-то может сказать, что 78 лет — солидный возраст и, дескать, другие уходили более молодыми. Но думается, что все, кто знал его, были растеряны, услышав эту страшную весть.

Всегда с подарком

Не было случая, чтобы Афанасий Петрович отказался прийти на выставку или вечер-воспоминание в Национальный художественный музей. Он поднимался по лестнице, неслышными шагами подходил к первому ряду и включался в общий «тихий» разговор. Однажды сказал, что очень любит бывать в музее, вде встречается с теми, кого знал молодым, и признался, что скучает по собраниям Союза художников, обсуждениям новых работ. Перед уходом из музея каждый раз спрашивал, что еще запланировано на будущее, и просил не забывать его пригласить. Никогда не записывался на выступление, не возмущался по поводу того, что дали слово раньше или позже. Всегда внимательно слушал, а на юбилеи художников или музея приходил с подарком.

«Откуда такая?»

12 октября 2007 года в музее состоялась презентация книги-альбома о жизни и творчестве Афанасия Петровича, и я, как все, получив ее в дар от него са«Напиши сама, подпишу». Не знаю почему, но у меня вырвалось: «Тогда читать не буду». Он как-то опешил и воскликнул: «Откуда такая взялась?» Я в ответ: «Из Кобяя». Он еще раз удивленно посмотрел и сказал: «Значит, землячка. Я ведь был там, в годы войны». Это-то я знала, поскольку изучала историю переселения чурап-чинцев. Но с самими переселенцами эту тему особо не обсуждала, так как люди по-разному относились к тому времени. А Афанасий Петрович сразу выразил свое отношение к моей родине, землякам.

«Давно умерший» классик

Мунхалова мое поколение знает с детства, поскольку наши учебники были иллюстрированы работами графиков. Но тогда никто из учителей не рассказывал о них. Не было и телевидения, чтобы мы узнавали их в лицо. Возможно, поэтому многие считали, что художников далеких 1960-х годов нет в живых.

Афанасий Петрович любил рассказывать о том, как на одной встрече с населением к нему подошел человек и честно признался, что считал его давно умершим, поскольку он — классик.

За раритетами

Иногда мы перезванивались, когда возникал у меня или у него вопрос. Однажды сказала, что собираемся в научЧурапчу. Он как услышал, сразу воскликнул: «Я тоже хочу!» Так он стал участником открытия виртуального музея и выставки художников — уроженцев Чурапчинского улуса. Мне потом досталось от руководства за то, что рассказала ему о поездке. Наши знали, что он ни в коем случае не упустит случая побывать на родине, но после поездок мог серьезно заболеть. Но в его голосе тогда прозвучало что-то такое, что вряд ли кто смог ему отказать. Так я поняла, насколько он сильно любил свою родину.

Мальчики-озорники

Однажды во время перерыва на конференции к Афанасию Петровичу подсел друг юности Гаврил Герасимов. Краем глаза заметила, что неожиданно исчезли два пожилых человека и вместо них появились мальчики-озорники. Растерявшись, не сфотографировала их. А они успели меня заметить и принять обычный солидный вид. Но с тех пор они для меня стали «мэник мэни-гийээннэр».

Встречи с героями картин

Меня интересовали прототипы героев его произведений. За семь лет было много встреч с Афанасием Петровичем. Но не было времени спокойно разговаривать о них, все откладывалось на подевушки из серии «Солнце светит всем». Никогда не встречала людей с такими большими и раскосыми глазами. Но однажды в одном кабинете высоконькая худенькая девушка-секретарь подняла голову, и я потеряла дар речи … Существуют девушки с оленьими глазами’ С тех пор называю такие глаза «мунхалов-скими».

Кто не знает знаменитое произведение Афанасия Петровича «Слушают мир»! А ведь его герои жили в Березовке и звали их Стахан и Марфа. Живы ли они? Марфу Булдыкину с детьми можно увидеть и на гравюре «На праздник». Значит, дети и внуки должны быть.

Афанасий Петрович улыбался моим размышлениям о предстоящих поисках и говорил: «Бэрт буолуо этэ!» («Было бы здорово»).

Завещание Мунхалова

Каждый из нас на границе Хангалас-ского улуса останавливается и считает долгом оставить деньги, зная, что они идут на нужды детского дома. Но, наверное, немногие заранее готовят определенную сумму перед поездкой в По-кровск. А Афанасий Петрович готовил, просил шофера обязательно остановиться на границе. Однажды он сказал: «Было бы хорошо, если бы везде было так».

Может быть, поэтому вспомнила о нем 6 сентября, то есть за три дня до его кончины, на границе Усть-Алданского улуса. Ведь недалеко от границы есть Дом престарелых. Сироты есть сироты, независимо от возраста. Эти старики трудились на благо родины всю жизнь, растили детей, а на старости лет по разным причинам оказались в одиночестве…

«Потерянные» альбомы

Наш музеи пытается собрать все, что касается жизни и творчества художников. Но не всегда получается. Творческие люди довольно небрежно относятся к личному архиву: фотографии раздаривают, письма теряют, видео или аудиозаписи вообще не считают нужным сохранить. Афанасий Петрович же умудрился «потерять» альбомы, материалы для которых складывала, копировала и клеила его супруга Октябрина Прокопьевна в течение многих лет. Он даже не помнил, кому их подарил. Слушая мое ворчание, лишь виновато посмеивался.

О нем с 1960-х годов много писали, фотографировали, снимали фильмы. Хотелось бы, чтобы организации, друзья и коллеги хотя бы сообщили, что у кого есть. Должен быть создан личный фонд А.П.Мунхалова, и его надо передать на государственное хранение.

ЕФРОСИНИЯ НОГОВИЦЫНА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК НХМ PC (Я)