АМБИЦИОЗНЫЙ ДИРИЖЕР НИКОЛАЙ ПИКУТСКИЙ

Главный дирижер Государственного театра оперы и Залета Николай Пикутский не скрывает, что он — амбициозный человек. Его амбиции особого рода. Мечтает не о даче на Канарах, не о Нексусе последней модели, даже не о кожаном кресле директора театра. Он хочет, чтобы наш оперный театр прославился на всю страну современными оперными и балетными постановками с национальным якутским колоритом и получил «Золотую маску»…

Путь к дирижерскому пульту

Этот путь розами, понятное дело, не усыпан. Далеко не всем показана эта профессия. По мнению Николая Владимировича, кроме идеального слуха нужен еще огромный комплекс природных способностей, например, организаторских, преподавательских, ораторских, исполнительских. Конечно, без знаний, без серьезного образования не обойтись.

— Путь к дирижерскому пульту занимает минимум 15 лет. Требуется два высших образования…

Николаю Владимировичу 39 лет, он родился в поселке Сангар Ко-бяйского улуса. Сначала закончил Якутский музыкальный колледж, а потом Дальневосточную академию искусств во Владивостоке. Финальное образование—Нижегородская консерватория по специальности «оперно-симфонический дирижер». Учился в классе профессора, народного артиста России, главного дирижера Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии Александра Скульского.

В театр оперы и балета Николай Пикутский попал в 2007 году, благодаря тогдашнему директору театра Гаврилу Местникову. Он пригласил молодого дирижера оркестра народных инструментов АГОКИ поработать на двух спектаклях — опере «Нюргун боотур» и балете «Принцесса Луны».

Уже три года как Пикутский — главный дирижер театра.

Подобно священнику

Профессии дирижера и священника схожи. Священник — посредник между Богом и людьми. Дирижер — посредник между композитором и зрителем-слушателем. Чем лучше донесен художественный замысел композитора, тем прекраснее, полнее красками музыка.

—      Дирижер учится всю жизнь. Его музыкальное мировоззрение меняется. Меняется и прочтение музыки того или иного композитора. Можно бесконечно открывать новые и новые грани, — говорит Николай Владимирович.

—      А стоит ли стараться? Вряд ли наш зритель понимает тонкие музыкальные нюансы…

На этот вопрос корреспондента Пикутский едва не обиделся.

—      У нас театральный город. Публика у нас воспитанная, с удовольствием посещает наш театр. На все премьеры, гала-концерты — аншлаги. Может, не все могут авторитетно высказаться о том яти ином ислатнении, но поиск новых красок в музыке всеща находит эмоциональный отклик. И вообще, думать, что зритель музыкально не грамотен и что поэтому можно халтурить—неправильно. Всегда нужно стараться достигать вершин высокого искусства…

Труд дирижера тяжел. Это ежедневные репетиции с четырьмя коллективами, оркестром, солистами, хором и балетом.

—      У оперного дирижера в разы больше задач, чем у симфонического, — говорит Николай Владимирович, — но мне интересно, обожаю свою профессию, ни на что ее не променяю…

Хорошо поддерживает семья. Супруга Лариса, музыкант, и два сына — Алеша и Дима.

«Богема» — вершина для самых-самых

19 апреля в Государственном театре оперы и балета состоится «Богема» — опера о молодости, любви, страсти и потере.

—      Пуччини — композитор, который знает, как зацепить душевные струны зрителя, — рассказывает Пикутский. — Эмоциональный накал музыки передается через рубато — свободное исполнение. Поэтому дирижер должен дать солистам оперы волю, где-то темп замедлить, где-то ускорить. Опера «Богема» — это вершина для оперного дирижера, малоопытному ее не доверят…

В Год культуры у театра много планов. Будут премьеры балета А. Хачатуряна «Спартак» в постановке Юрия Григоровича, оперы Д. Россини «Севильский цирюльник». Будут поставлены опера Комракова «Песнь о Манчаа-ры» и балет Жиркова-Литинского «Полевой цветок».

—      Национальную оперу нужно сделать конкурентоспособной. Очень много прекрасных якутских писателей, на основе произведений которых можно создавать либретто и писать музыку. Я мечтаю, чтобы театр создал такие национальные оперу и балет, от которых весь мир пришел бы в восхищение…

Вот он такой, амбициозный дирижер Пикутский…

 

САРГЫЛАНА СЕРГЕЕВА