ШАМАНСКИЙ РОК

В Саха театре показали «Сон шамана».

В прошлую пятницу в Саха театре состоялась премьера спектакля Руслана Тараховского «Сон шамана». Формально новую постановку по произведению основоположника якутской литературы Алексея Кулаков¬ского нельзя назвать премьерным показом. Первыми авангардный спектакль молодого режиссера Тараховского увидели москвичи на прошедших в ноябре прошлого года Днях Якутии в Москве. Тогда московские критики отметили, что благодаря оригинальной сценографии и живой музыке создателям спектакля удалось погрузить зрителей в «иные миры».

«Иных миров» в новом спектакле режиссера Саха Театра Руслана Тараховского действительно немало. Хотя было бы правильнее сказать не «миров», а культурных пластов. Это и болезненный процесс рождения, художника как творца-созидателя, и осторожные реверансы в сторону прочно утвердившийся в молодежной среде японской культуры, и новый еще для якутского театра типаж рок-музыканта как романтизированного бунтаря, и фольклорные мотивы, которыми насквозь пропитана  одноименная поэма Кулаковского. Непонятно, как Тараховскому удалось органично соединить все эти «гремучие» элементы, но на выходе получился добротный, лишенный каких-либо клише спектакль с надрывной живой музыкой.

О музыке в постановке стоит сказать отдельно. Специально для своего спектакля Тараховский пригласил музыкантов из легендарной группы «Чолбон». Рокеры играли прямо на сцене с актерами. Вместе с ними ритм спектаклю задавали хомусистка Иванида Бугулова и музыкант Прокопий Сыроватский, играющий на кырымпе.

Любопытно, что сам режиссер определил жанр спектакля как авангардный перфоманс. Сложно уложить достаточно туманное и широкое понятие «авангард» в прокрустово ложе сухих и обезжиренных терминов искусствоведов. В последние годы молодые режиссеры стали чаще экспериментировать, не желая последние годы молодые режиссеры стали чаще экспериментировать, не желая ограничивать себя рамками академического искусства. И хотя экспериментальные постановки нигде не пользуются особой популярностью (на то они и новаторские), зал Саха театра в день премьеры был полон.

И без того смелую поэму Алексея Кулаковского режиссер решил интерпретировать в неожиданном ключе, сделав главным героем рок-музыканта. Как и шаман, перед посвящением он проходит жесточайшие испытания. С ролью главного героя великолепно справился студент Арктического института искусств и культуры Александр Борисов.

Весь спектакль можно назвать если не эклектичным, то двойственным. Руслан Тараховский решил скрестить в своем спектакле якутскую и японскую культуры: перед зрителями на сцене являлись то танцовщики в черно-белых кимоно и с веерами, то якутские шаманы в традиционных национальных облачениях с бубнами. Сценография тоже была «дуальной»:  японский флаг на полу сцены, отражающийся в зеркальном сценическом заднике, чороны в руках актеров, печь – камелек и массовка из девушек в национальных костюмах.

«Сон шамана» — не последний эксперимент Руслана Тараховского. В скором времени режиссер планирует поставить произведения Николая Неустроева и Платона Ойунского.