«С ним даже взрослые начинают верить в Гарри Поттера!» — это восторженные отзывы о выступлениях Алексея Гольдерова, фокусника, иллюзиониста, мага.
— Вы можете зайти в Интернет и узнать, как летает Дэвид Копперфильд. Но даже после этого вы все равно никогда не станете Копперфильдами,
— это говорит сам Гольдеров. Ему всего 30, он молод и бодр. Его глаза блестят, а в уголках губ прячется постоянная смешинка. Движения — плавные, кошачьи. Артист, что еще сказать.
— Когда после школы приехал в Якутск поступать в колледж искусств, меня не оценили. Провалил сочинение
— и всё, до свидания. Пошел в АГИИК на актерско-режиссер-ское отделение. Творческий конкурс на высокий балл сдал, а сочинение списал с книжки. Думаю, терять мне больше нечего, ловкость рук имеется! Да, без зазрения ‘совести — (смеется).
Но фокусы были потом. Сначала молодой Гольдеров серьезно увлекся пантомимой. Неизгладимое впечатление на него произвел театр Марселя Марсо. Гольдеров прочел о нем в книге «Сто великих театров».
— Я просто ахнул, когда прочёл! Представляете, никаких декораций на сцене, и только белолицый -клоун в полосатом овитере и потрепанной шляпе! Один человек, котог: ы й п излета 2 пяет цел ы й мир! В.обИем, я’ очень узлекся пантомимой.
— На сцене — ми ns.av- Зато у меня был -замечательный опыт выступления на площади Орджоникидзе. 8 студенчестве v меня был такой момент, когда совершенно не было денег. Ни гро-ша! Так вот я решил заработать пантомимой, выступая на площади. Как это было сложно… Нет-нет, не выступление, а ¦ подготовка к нему. Я целую неделю преодолевал свои комплексы, страхи, репетировал перед зеркалом. Представляете, каково это — работать перед зрителями одному… и в облегающем трико. И вот этот день наступил, я вышел и… заработал 316 рублей за 15 минут! Я был тогда настоящим богачом!
Он стал богачом не только в материальном плане (на 100 рублей в середине нулевых можно было очень сытно пообедать в любой городской столовой), но и в творческом. Именно с этого момента Гольдеров понял, как ему это нравится — восхищенные взгляды зрителей, аплодисменты.
— Этим летом я, кстати, тоже раз таким же образом выступил. Но только для того, чтобы, так сказать, «тряхнуть стариной».
— А почему пантомима не стала основной вашей профессией?
— Это очень сложно. Невозможно стоять целый день и показывать «стенку» или какой-то один элемент. А если показывать номер, то тоже его нужно смотреть от начала и до конца. Человек, который проходит мимо тебя и видит номер не с самого начала, ничего не поймет в итоге. Надо показать, кто ты такой, где ты, что ты из себя представляешь… Не всегда это удавалось и приходилось показывать штампы: веревочку, стенку и так далее. Я стал развиваться. К номерам мима я добавил жонглирование, а потом и фокусы.
-И что, вот так, прямо з косткнэе мима, вы показывала фокусы?
— Да, и представляете, каково было удивление людей, когда я, стоя з трико, прятал платок.
— И как вы это делали?
— Секреты не выдаю. Это первое, чему учат фокусников: никому ни при каких обстоятельствах не раскрывать тайны иллюзиона. Узнаете, как я это делаю, будет неинтересно. Это же шоу, надо получать от него удовольствие. В общем, сначала к пантомиме я добавлял какие-то элементы, потом и вовсе стал заниматься только магией, только иллюзией.
Он немного обижается, когда я говорю ему о том, что без реквизита он не был бы фокусником. Отчаянно жестикулирует и говорит, что это целая наука, искусство, если хотите. Что нельзя говорить о том, что без специального фрака фокусник никто. Да, есть технические средства, реквизит, но это еще и работа руками, пластика, артистизм.
— Поймите, знание секрета не сделает вас настоящим фокусником! Это надо делать так легко, чтобы никто не заметил секрета. А еще надо уметь работать на сцене со зрителем. Сам фокус занимает пару секунд. За одну секунду вы можете белый платок превратить в красный. Но мы же актеры!
Актеры—это да. Гольдеров после окончания института не-. сколько лет работал в Саха театре. За пять лет он получил всего две нормальные роли, остальное время играл в массовке. Он заметно грустнеет, когда говорит об этом периоде.
— Понимаете, наши режиссеры-не понимают, что каждый актер/ который окончил институт, хочет реализоваться. Им понравился один, и только с ним они работают, а другие… Конечно, я понимаю, что есть бездарные, штампованные актеры, но если бы я был режиссером, я бы с каждым работал. Наверное, был бы бездарным режиссером… Наверное…
— Но сейчас бы реализовались?
— Мне сложно об этом говорить, у меня еще не такой большой опыт.
— Не пробовались в кино?;
— В 2009 году я снялся а картине режиссера Михаила Лукачевского «Крылья >. Но это артхаусное кино, там все слишком — да, вот так вот! слишком! Это не для меня.
— А не было мыслей о телевизионном проекте? В наше время это модно. Фокусы на камеру.
— Я понимаю, что это большой пиар для фокусника. И если кино требует от актера невозможного, то в телевизионном шоу все невозможное возможно. Конечно, у меня задумки есть в этом плане, но пока я бы не хотел забегать вперед.
— Тогда скажите, кто самый благодарный зритель?
— Взрослые. Славяне. Они очень эмоциональные. А мало аплодируют.» „ ;
— Почему? Не верят?
— Наоборот, просто наш народ находится после моих выступлений в состоянии такого шока и удивления, что даже забывают аплодировать! Тогда я говорю примерно так; «Этот фокус был настолько сложным, что мне нужны аплодисменты». И люди начинают хлопать. Вообще, все взрослые благодарны. Они понимают, что это моя’ работа, что я вкладываю и нее свою душу.
— А дети?
— (Хохочет). Дети умеют мастерски портить реквизит! Ну и, как все маленькие, они
принципиально не верят мне. Так и говорят: «Не верю!». Хотя я-то вижу по их по глазам, что они удивлены. С детьми сложно работать. Наверное, еще и потому, чТо они с волшебством на «ты». В своих детских фантазиях они могут не только кролика из шляпы достать, что вы! Они могут такого напридумывать, что ни одному волшёбнику и не снилось.
— Семья с вами работает?
— Хм… можно и так сказать. Жена — мой критик. Ее сложно : чем-то удивить. Она профессионал, у нее уже глаз наметан. Но вот, когда жена делает так (он качает головой и в удивлении поднимает брови): «Ммм,…», то значит, она меня не поймала. :
— Ваши дети тоже всё знают?
— Сыну три года, он многое понимает. Знает, что это / фокус, и что если конфетка исчезла, то она всё равно где-то есть. Иногда я показываю J фокусы в его детском саду: * Остальные ребятишки стоят, ! раскрыв рты, а у него — ноль эмоций. Кстати, там я иногда i- себя чувствую Майклом Джек-1 соном. Когда я выхожу от них, \ за мной’ толпа идет. Прямо чув-/ слт.ую себя звездой в толпе по-; клонпикоз! i — Кто ваш кумир?
— Копперфильд. Он — классика жанра, учебное пособие, если хотите. О и — Майкл / Джексон в магии. Потому что ; ой, как и Майкл, делал-насто-..ящие шоу.’Все знают, что он летает-на тросах, но он делает — это настолько профессионально. будтоло- настоящему лэтз-. ет. V зтЬго не повторит m один . ‘фокуоийк.’ «г ‘
— Hen в ‘зашей лэогоам
— Все. фокусы удиви тел ь-: HI .е. но июк вызовут’ голуби, Жибой трепещущей комок по-я^ляется ^’иоткуда и исчэ’заёт в никуда. ‘Один, второй: третий’…
Вообще, я считаю, что дрессировщикам надо платить боль шие деньги. Вот строителям много платят, нефтяникам там или управленцам. Ко дресси-. ровщики, фокусники, да и вообще люди театра, цирковые артисты j^-‘это особые люди.
Они дарят людям положительные эмоции, заряжают их силой.
— У меня вопрос, который меня давно интересует: а как все-таки исчезла статуя Свободы?
— Выключили свет. Да посмотрите в Интернете, там всё написано.
— А вот нет! Не буду! Пусть это останется загадкой.
— Правильно..Это хорошее качество, — уметь удивляться. Верить в волшебство и чудо. Оставаться ребенком. Мы, фокусники, лишены этого.
Вот тебе на! Передо мною маг, /который не верит в магию. 41 в Бога не верит. Только в руки сво и. Ив доброту лю-дей.
— А еще я верю… нет, не ‘так.; я-знаю, что, когда люди удивляются Моим фокусам, онй это делают искренне. И моя задача — делать людей 4 открытыми, а мир — добрее. Даже самого плохого челове-ка можно запрограммировать : на добро.
— Вы действительно верите в то, что людм могут стать добрее?
моя большая мечта.
Раиса АРЗАЕВА