ХУДОЖНИКИ ВЫШЛИ В «НАРОД»

В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ В ГАЛЕРЕЕ АФАНАСИЯ ОСИПОВА ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ, СТУДЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МОГЛИ ВСТРЕТИТЬСЯ С МЭТРОМ ЯКУТСКОЙ ЖИВОПИСИ. ПАРАЛЛЕЛЬНО В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ НХМ В КОМДРАГМЕТЕ СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА С ХУДОЖНИКОМ, ЧЛЕНОМ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ ДЬУЛУСТАНОМ БОЙТУНОВЫМ.

Его работы известны многим якутянам по иллюстрациям к трилогии Николая Лугинова «По велению Чингисхана». Но, как говорит сам художник, заказы не сравнятся с работой на холсте. В выставочном зале шла его персональная выставка, и среди своих картин художник рассказал собравшимся о поисках и творчестве.

КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ, ИЗ КАКОГО СОРА…

Большинство пришедших на встречу — студенты первого курса художественного училища (хотя были и поклонники творчества), поэтому Дьулустан Афанасьевич рассказал правду о творчестве без прикрас:

— Окончив художественное училище, я решил учиться дальше и поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Поступал три года,  но конкурс был очень сложным. Поэтому на третий год решил поступать в Красноярский художественный институт, поступил легко, несмотря на большой конкурс. Работал в мастерских, раньше нам Союз художников предоставлял места для творчества. Больше десяти лет преподаю в АГИиК живопись.

Встреча с «Чингисханом» оказалась почти случайной: «Очень долго не мог найти работу в городе. Зашел в книжное издательство «Бичик», где предложили сделать* иллюстрации к новому роману Николая Лугинова. На выставке, к сожалению, не представил первые работы. Срок был сжатый, дали один месяц, но автору понравилось. Над второй, третьей частями работалось спокойно».

ЩЕДРЫЙ «МИШКА НА СЕВЕРЕ»

На выставке представлены работы по графике и живописи. Жанр графики наиболее близок якутским художникам, считает Дьулустан Бойтунов. Но, увы, все дело упирается в материалы. В республике есть не больше пяти офортных станков. Поэтому некоторым художникам «приходится» заниматься живописью — материалы всегда можно найти.

НЕ БОЙТЕСЬ СЛАБОСТИ

Работа на заказ прежде всего должна понравиться заказчику. Это, несомненно, ограничивает полет вдохновения художника.

«Раз на раз не приходится — иногда после первого эскиза приступаю к работе над картиной, иногда — после пятидесятого. Художник всегда находится в поиске. Если не хочешь писать, выходят нормальные, но не очень свежие работы. Если душа лежит, картины получаются динамичными, яркими…, -говорит художник, но советует молодым коллегам не расстраиваться.

—    Слабые работы даже помогают. Я никогда не стеснялся признаться сам себе, что результат стараний слабый. Зато после них можно сделать шаг к хорошей работе. Главное — делать много набросков, работать и работать над собой», — говорит студентам Дьулустан Афанасьевич.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА БЕЗДУШНА

«В компьютерной работе не чувствуется души. Она никогда не сравнится с картиной, сделанной рукой художника. Сейчас мало кто из художников берется за иллюстрации, особенно детских книг. На ум приходят разве что Ефим Шапошников и мой коллега Миша Старостин», — с мнением о бездушности компьютера, пусть и не без скепсиса, но согласились все слушатели художника.

Из любителей живописи, поклонников творчества мало кто ходит на специальные мероприятия И встречи с художниками полезны, прежде всего, для молодых художников. «У молодых художников пока нет своего «я». У каждого мастера есть период, когда он выбирает между реализмом и стилизацией. Но у знаменитых Пикассо или Модильяни в первую очередь, была хорошая академическая база. Поэтому нужно работать», — такой совет от Дьулустана Бойтунова может пригодиться студентам, которые, действительно, пока мечутся в поиске своего стиля.