СТУДЕНЧЕСКАЯ АРКТИКА

Арктический государственный институт искусств и культуры, работающий в Якутске, готовится вступить в свой 13-й учебный год. О жизни молодого вуза корреспонденту «Играем с начала» рассказали ректор Игнатьева Саргылана Семеновна и профессор Лукина Ангелина Григорьевна.

— Саргылана Семеновна, как возник ваш институт и каковы его особенности?

— Арктический государственный институт искусств и культуры был создан в 2000 году по инициативе первого президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева и министра культуры и духовного развития, первого ректора А.С. Борисова. Да, это молодой вуз, который является единственным в мире творческим вузом на территории Арктического региона.

Возник институт на базе филиалов Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (Улан-Удэ), Красноярского государственного художественного института, Школы-сгудииим. В.И. Немировича-Данченко при МХТ им. А.П. Чехова и Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Видные деятели не искусства и культуры РФ—певцы СВ. Зализняк и Н.Н. Голышев, домрист Ш.С. Амиров, мастера сцены В.Н. Комратов и Е.В. Радомысленский, живописцы В.Н: Бычинский и А.А. Покровский, музыковед М.М. Бер-лянчик, профессора С.А. Езова, Р.И. Пшеничникова и многие другие внесли вклад в становление нашего вуза. Заложенные ими традиции мы сохраняем до сих пор.

В настоящее время наш вуз организует образовательную деятельность по 15 образовательным программам и по трем программам дополнительного образования, проводит научные исследования по девяти направлениям. Совместно с международным институтом Сорокина-Кондратьева институт продвигает научное направление «Циркумполярная цивилизация». У нас открыто 4 факультета. Это факультет фольклора и этнокультуры народов Арктики, включающей арктический компонент в образовательное содержание, что даст знания по языкам, фольклору, духовной культуре и этнографии коренных народов Арктики. Затем — факультет исполнительских искусств, объединяюший кафедры искусства балета, вокального искусства, народных инструментов, актерского искусства и режиссуры. У истоков этого факультета стояли народная артистка России Ая Яковлева, заслуженный артист PC (Я) Юрий Козловский, заслуженный деятель искусств PC (Я) Владимир Никулин, отличник культуры PC (Я) Людмила Киселева. Факультет изобразительных искусств, осуществляющий подготовку специалистов по направлениям: «Живопись», «Графика», «Дизайн», возглавляемый А.П. Мунхаловым, народным художником, членом-корреспондентом РФ, профессором. И факультет информационных, библиотечных технологий и менеджмента культуры, где работает элита библиотечного сообщества РС(Я) и обучаются студенты, которые уже сегодня продвигают и реализуют креативные проекты для учреждений культуры и искусства РС(Я).

— Сколько у вас студентов?

— В Арктическом институте обучается 1500 студентов, работает более 300 человек, из них свыше ста преподавателей, постоянно развивающих свой научный и творческий потенциал. Хочу отметить, что у нас обучаются студенты из регионов Российской Федерации — республик Алтай, Тыва, Хакасия, из Амурской и Иркутской областей, Эвенкийского и Таймырского муниципальных районов Красноярского края, Камчатского края.

— А каков творческий потенциал вашего студенчества?

—Творческих достижений много. На факультете исполнительских искусств плодотворно работают студенческая филармония, оперная студия, учебный театр. Более сорока наших студентов (и преподавателей, кстати, тоже) выступают в составе оркестра народных инструментов под руководством лауреата международных конкурсов Николая Пикутского. Оркестр пользуется большой популярностью в республике и на Дальнем Востоке. Наши начинающие актеры выпускают по 3-4 полноценных спектакля в год, играют на сцене Якутского академического драматического театра, выезжают на гастроли в районы республики. Студенты фольклорного факультета занимаются на базе студии «Аар-Аартык» («Священная дорога»); студенты кафедры хореографического искусства уже сегодня исполняют сложные партии на сцене государственного театра оперы и балета, становятся лауреатами на всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. Выпускники являются солистами оперного театра. В начале августа из турне по Италии вернулся этнокультурный студенческий ансамбль танца «Аар-Аартык»: ребята привезли президенту Якутии благодарственную грамоту! Студенты факультета изобразительных искусств выставляются совместно с Национальным художественным музеем, арт-галереей «Ургал»; проходят практику в Эрмитаже, в академии им. Сурикова. В общем, жизнь кипит.

— Развивает ли Арктический институт международные связи?

— У нас установлены связи с Бюро ЮНЕСКО в Москве, Национальным Комитетом по делам ЮНЕСКО в PС (Я), с Институтом информационных технологий, туризма и менеджмента (г. Рованиеми, Финляндия), Центром образования Саамского региона (г. Инари, Финляндия), Центром Восточной Европы Варшавского университета. Наш институт очень тесно сотрудничает с Университетом Арктики (это виртуальный университет, объединяющий учебные заведения Арктического региона). Мы подписали соглашения с университетами Китая, Монголии, Республики Корея. У нас хорошие связи с образовательными учреждениями Швеции и Норвегии. А совсем недавно наши студенты были участниками фестиваля «Арктика», проходившего в Финляндии. Отделение дизайна участвует в работе международной тематической сети «Arctic Sustainable Art and Design», в рамках которой группа студентов посетила мастер-классы известных финских и канадских дизайнеров и художников в международной летней школе Лапландского Университета города Рованиеми.

—У вас учатся иностранные студенты?

— К сожалению, студенты из других стран приезжают очень редко, потому как у нас пока нет своего общежития. Но уверены, что у нас будут построены общежитие на 500 мест, а также вторая очередь учебного корпуса, начиная с 2013 г. Эти два стратегически важных для развития института проекта вошли в ФЦП «Культура России» (2012 — 2018 годы-) благодаря поддержке нашего учредителя Министерства РФ и президента, правительства PC (Я).

—Разработаны ли в вашем институте формы поощрения лучших студентов?

— Да, конечно. Первичная профсоюзная организация студентов АГИИК установила добрую традицию — вручать по итогам каждого учебного года премии «Честь и гордость института», чтобы поощрять лучших и повышать мотивацию к учебе. По моему решению каждый лауреат получает единовременную стипендию в размере 30 000 рублей. В этом году на церемонии было представлено 11 номинаций, среди них — «Виртуоз года», «Голос года», «Интеллект года», «Креатив года», «Будущее театра».

—Интересно, кто особенно отличился?

— Могу назвать, например, студента II курса Сарыала Афанасьева: солист (премьер) балета Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллона, лауреат второго Евроазиатского конкурса хореографов и постановщиков, проходившего в Новосибирске, он был отмечен в номинации «Достижение года». А Анастасии Капитоновой—участнице студенческой обменной программы «Север к Северу», по которой она училась в колледже норвежского города Харстад, было присвоено «звание» «Интеллект года».

Нынешним летом 20 студентов Арктического института выступали сразу на трех международных фестивалях в Италии, проходивших с 20 июля по 12 августа в городах Перуджа, Имола и Руси. Впечатлениями об этой поездке поделилась доктор искусствоведения, профессор кафедры хореографии факультета фольклора и этнокультуры народов Арктики, заслуженный деятель искусств РФА.Г. Лукина.

—Мы привезли с собой незабываемые яркие впечатления! Сначала был в историческом городе Ареццо, где находится театр Петрарки. Потом -Имела с ее окрестностями, по которым мы поездили, затем девять дней в Руси. Посетили Равенну, был день в Венеции, ездили и во Флоренцию. По пути в Италию и обратно нашим ребятам посчастливилось увидеть Вену, посетить аквапарк в Кракове!.. Но главное, конечно, то, что мы участвовали в престижных фестивалях, руководителем которых является Марко Минготти — известный деятель фестивального движения в Европе, направивший письмо президенту нашей республики с благодарностью. Мы произвели хорошее впечатление не только как исполнители, но и как… самая культурная группа!

На этих итальянских фестивалях нет конкурса, и потому у нас было ощущение какого-то бесконечного праздника. Мы представляли оригинальную полуторачасовую программу, включавшую в себя такие танцы, как «Тыын», «Дьоходой», «Узор», «Саргы Тардыыта», «Юкагирский танец», «Якутский осуохай», эвенский танец «Сэдьо», а также песни и игру на хомусе.

Самым крупным был фестиваль в Имоле. А в Руси в этом году отмечался юбилей — 25 лет работы фестиваля. Состоялось 26 концертов, на которых присутствовало более 1500 человек. Репертуар участников был очень разнообразный, ведь выступали артисты из таких непохожих стран, как, например, Перу и Грузия, Китай и Колумбия, Тайвань и Италия. И все—мы в том числе — ставили перед собой задачу познакомить публику с традиционной культурой народов Якутии. На фестивалях была отличная атмосфера: и концерты, и ежевечерние специальные мероприятия—все способствовало тому, чтобы участники из разных стран имели возможность ближе познакомиться друг с другом. Надеюсь, что фестивальная практика, наши концерты за рубежом — все это будет продолжено. Мы уже получили приглашение приехать в Нидерланды и, возможно, поедем также в Японию. Мы благодарим за поддержку ректора института Игнатьеву С.С., проректора по учебной работе Максимову СВ., проректора по творческой работе Никифирову B.C., декана ФФЭНА Захарову АЕ., заведующую швейным цехом Годдобину Е.И. и многих других — всех, кто помогал нашим студентам достойно предстать перед международной аудиторией.

Записала Н. Строкина

…Осознавая глобальность задач, возлагаемых на наши вузы, коллектив Арктического института разработал проект Программы стратегического развития до 2020 года.

Программа определяет комплекс мер по дальнейшему развитию института и обеспечению е:о конкурентоспособности по отношению к ведущим российским и зарубежным образовательным и исследовательским центрам, специализирующимся в области культуры и искусства народов Арктики.

Учитывая многопрофильность деятельности вуза, Программа предусматривает развитие института по ключевым направлениям, отраженным в основных целях и задачах развития. Каждая поставленная в Программе задача реализуется через систему приоритетных проектов и мероприятий. В Программе определяются необходимое ресурсное обеспечение, ожидаемые результаты и показатели эффективности ее реализации.

Анализ особенностей современного этапа культурного развития позволяет сделать вывод о том, что перед Арктическим государственным институтом искусств и культуры стоит сложнейшая задача — помочь народам Севера найти путь дальнейшего развития их культуры, путь, который даст им возможность, сохранив свою самобытность, обрести современные формы ее подачи. Иначе говоря, Арктический институт может стать благоприятным лоном для формирования в регионах Севера творческой интеллигенции, глубоко понимающей истоки и специфику родной культуры и, вместе с тем, воспитанной на шедеврах мировой культуры.

По содержанию и сути предстоящих задач Арктический институт не имеет аналогов ни в России, ни в странах зарубежной Арктики, ибо культура народов Севера не только имеет приоритетное значение, но пронизывает все содержание деятельности вуза.

Особенностями образования в АГИИК являются:

1. расширенный объем фундаментального знания в области арктиковедения, традиционной культуры, языка, истории, этнографии народов Севера;

2. практикоориентированная система обучения, позволяющая студентам реальнее представлять специфику своей будущей работы и расширить горизонты понимания профессиональных задач;

3. особое внимание к преподаванию английского языка по некоторым специальностям для реализации международных проектов и интеграции в мировое культурное, образовательное и научное сообщество.

В сфере творческой и научной деятельности институт показал способность самостоятельно реализовывать проекты, продуцировать идеи и решения, при этом вступать в партнерские отношения с учреждениями образования, культуры и науки Республики Саха (Якутия), регионов Российской Федерации и зарубежья.

За первые 10 лет институт сложился как вуз, который несет ответственность за культуру народов Арктического региона. Этот факт признается не только в России, но и за ее пределами.

Современный этап культурного развития ставит перед Арктическим государственным институтом искусств и культуры новые стратегические цели и задачи в рамках реализации миссии института: сохранение уникального духовного и культурного наследия народов Арктики, созидание на его основе новых форм искусства и включение его высших достижений в контекст мировой культуры…

Из выступления С.С. Игнатьевой на заседании ученого совета, посвященного 10-летию АГИИК.