В светлый праздник Пасхи на сцене театра прошел юбилейный концерт хорового коллектива, посвященный 75-летию со дня его создания первым профессиональным композитором и фольклористом Марком Николаевичом Жирковым.
Концертная программа была насыщенной замечательными образцами и фрагментами хоровой музыки. Многоголосого юбиляра тепло поздравили Министерство культуры и духовного развития, Государственное Собрание (Ил Тумэн) в лице народного депутата Е.Х. Гломаревой, профсоюз работников культуры РС(Я), творческие союзы театральных деятелей и композиторов. Не смогли обойти внимание артистов хора – своих выпускников высшей и средние специальные учебные заведения – АГИИК, Высшая школа музыки, Якутский музыкальный колледж им. М.Н. Жиркова, музыкальное отделение Якутского педагогического колледжа. Хоровой коллектив получил богато украшенную юбилейную Архиерейскую грамоту с подписью епископа Якутского и Ленского Романа «За труды во славу Божию». Наконец, дирекция подарила для хорового класса новый рояль марки «Вебер».
После концерта мы попросили главного хормейстера, заслуженного деятеля искусств РС(Я) Октябрину Семеновну Птицыну поделиться впечатлениями о проделанной работе.
— Октябрина Семновна, скажете несколько слов о программе концерта.
— Мы проводим такие большие сольные концерты не часто, поскольку основная работа хора – выступления в оперных спектаклях театра. В этот раз я решила показать, что артисты театрального хора могут петь в любом стиле, не только в классическом. В программе стремилось к разножанровости. Например, в исполнении мужского состава хора прозвучала популярная песня И.Матвиенко из репертуара группы «Любэ» «Выйду ночью в поле с конем». У меня еще за долго до концерта эта мелодия постоянно вертелась в голове, буквально мучила, пока я не дала ее исполнить нашим мужчинам. Или наша премьера – фрагмент «Весело на душе» из симфонии-действа В.Гаврилина «Перезвоны». Эта музыка по сей день звучит свежо, современно. Сложность ее исполнения в другой неклассической подаче звука, упругой и непростой ритмике, особой работе с дикцией.
— Как много времени занимает подготовка к такому большому концерту?
— С начала работа долго шла внутри меня. Я ведь, прежде чем вынести новое произведение на суд товарищей – артистов хора, выучила все досконально сама, пропустила через свое сердце. Много слушала, прежде чем появилось что-то мое, видение произведения целиком. Нам помогла большая команда во главе с художественным руководителем Карлом Сергучевым. Я благодарна главному художнику Саргылане Ивановой, заведующей производственными мастерскими Гирьяне Алексеевой, главному дирижеру Николаю Пикутскому вместе с симфоническим оркестром, нашим парикмахерам и костюмерам. За постоянную поддержку артистов хора особо хочу поблагодарить директора Гаврила Местникова, его заместителя Маргариту Васильеву и всех, кто помогал провести этот концерт.
— Замечательно прозвучал цикл Г. Свиридова «Курские песни»!
— Премьера этой кантаты прошла в прошлом году во время Пасхального фестиваля, но прошла как-то незаметно. Поэтому когда дирижер театра и дирижер юбилейного концерта Николай Пикутский предложил повторить на концерте «Курские песни», я сразу согласилась.
— А известную песню «Сайын» хор поставил своему главному хормейстеру в 1975-1995 гг. Виктору Яковлевичу Птицыну в его же хоровой обработке…
— Да, и кантату П. Чайковского «Москва», два фрагмента из которой мы исполнили с изумительной солисткой Людмилой Кузьминой, тоже посвятили ему. Я считаю его своим педагогом, после окончания вуза пять лет работала вторым хормейстером под его начало. Поначалу сомневалась, но мой педагог по музучилищу Т. Нетесова настоятельно рекомендовала «взять у него все, что можешь». Это великий хормейстер по призванию, и его имя всегда будет с нами, с хором, которому он отдал свой талант, большую часть жизни. Мы хотим позже исполнить эту прекрасную музыку всю целиком. Так же, как не прозвучавшие хор из оперы Дж. Верди «Набукко» и хоры из оперы А. Доргомыжского «Русалка».
Фрагмент кантаты К. Орфа «О, Фортуна» мы впервые исполнили на свое 70-летие. Наши артисты хора тогда все влюбились в произведение, и по их предложению номер вошел в программу.
— Можете дать портрет артиста театрального хора?
— Они такие разные! У нас есть небольшой костяк ветеранов – наша опора и традиция. Но сейчас в основном это молодые артисты 25-28 лет, родом из Якутской глубинки, со средним или высшим музыкальным образованием. Много молодежи из классов профессоров вокала Анегины Ильиной и Валентины Колодезниковой. Наша хоровая молодежь все быстро учит, она сметливая и веселая. И ребята – большие патриоты театра, хора.
— А теперь расскажите немного о себе. С чего началась любовь к музыке, хору?
— Когда я училась в средних классах Тюнгюлюнской школы в родном Мегино-Кангаласском улусе, меня и моих подружек из вокального ансамбля на отчетных концертах детского хора музыкальной школы приглашали «усилий» альтовую партию, на что мы с превеликой радостью соглашались. Нам нравилось многоголосие, было как-то весело и радостно на душе. Когда заканчивала 10-й класс, к нам приехала комиссия из музыкального училища, меня прослушали и предложили поступать. Я так обрадовалась: вот как все просто, оказывается! И решила – поеду. Так я провела в училище пять лет в классе Т.Н. Нестеровой, затем еще пять в Уфимском институте искусств в классе А.П.Иванова. По окончанию вуза меня распределили в колледж культуры и искусств, потом пришел Виктор Яковлевич и сказал: «Я – Птицин, ты тоже Птицына, пошли работать в театр». Так с 1 ноября 1990 г. по сей день я работаю в театре. В 1995 г. Виктор Птицин уехал, директор Гаврил Местников предложил возглавить театральный хор. Я, честно говоря, тогда испугалась не на шутку. Но, когда ощутила явную поддержку артистов хора, и их желание работать со мной, страхи и колебания быстро прошли. И теперь я не мыслю о себе иного предназначения, чем рядом быть с моим дорогим сердцу родным коллективом, моей второй семьей!
— Но проблемы в хоровой семье тоже, наверное, есть?
— Проблема не в людях, которые сейчас работают. Меня беспокоит что очень много выпускают сопрано, а, к примеру, меццо-сопрано очень мало, первых теноров нет вообще. С мужскими голосами просто катастрофа.
— Они, если есть, уходят в шоу-бизнес. Там заработать деньги можно быстрей и относительно легче, чем в академической сфере. Ведь мужчины – кормилец семьи.
— Да, у нас на небольшую зарплату, без собственного жилья из года в год могут работать только большие энтузиасты, фанаты своего дела. Ох, сколько ушло талантливых молодых ребят из-за социальной неустроенности, какие голоса! Сожалею и понимаю. Но кто остался, тот работает. Наши артисты хора вообще все делают с энтузиазмом, весело. А какие они спортсмены и спортсменки, какие весельчаки, выдумщики! Красивая молодежь, вдохновенная, красивы и степенны также наши ветераны, работающие в хоре. Я счастлива и горжусь своим хором.