Варган (от лат. «organum» — музыкальный инструмент) — один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. С древности считается, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов, это подтверждают и современные ученые.
А для признанного специалиста по музыкальному наследию коренных народов Севера, профессора, заведующего кафедрой искусствоведения Юрия Шейкина варганы символизируют определенные этапы жизни. Свою коллекцию он начал собирать в 1966 году, будучи еще студентом.
— Юрий Ильич, когда у вас появился первый варган? Что послужило началом вашей коллекции?
— Это был корякский варган. Во время экспедиции по Сахалину и Камчатке в-1966 году я столкнулся с образцами пластинчатого варгана, на котором играли нивхи и коряки.
(Демонстрируя хомус с причудливым внешним кольцом) А вот это первый якутский варган, который я встретил. Он работы мегино-кангаласского мастера Гоголева-Амынньыкы. Я тогда узнал, что резонаторное кольцо использовали наиболее зрелые мастера. Оно позволяет играть более громко, так как не гасит звуки. Этот хомус мне особенно дорог, потому что именно на нем я записал музыку орочей, нивхов, удыгейцев. А одна удыгейская женщина даже сделала деревянный выдолбленный футляр в форме птицы с орнаментом. Для меня теперь это памятник культуры якутов и удыгейцев, которые оценили высокое качество этого инструмента.
— Якутский хомус называют еще говорящим, потому что посредством него можно извлекать самые разные звуки, исполнять песни, подражать голосу птиц, зверей.
— Посмотрите на этот хомус. Он «говорит» голосом женщины. Этот инструмент я приобрел в 1986 году в Вилюйске у известного кузнеца Ивана Захарова. И тогда мне сказали, что на инструменте, который звучит на низкой ноте («говорит» голосом мужчины), должны играть только женщины. А на инструменте, звучащем на высокой ноте, — мужчины.
Позднее узнал, что эта традиция была распространена еще у древних тюрков. Они, изготовив дуговой вариант, сохранили деление на женское и мужское. Эта традиция строго соблюдается и по сей день у хантов, алтайцев, тувинцев. У бурятов же считается, что на этом инструменте играют только женщины шаманки.
А вот инструмент Ивана Ильича Христофорова из с. Октемцы. Он звучит просто великолепно. Я тогда купил их десять штук и поехал на Байкал. Там были мальчики- ненцы из Таймыра, которые играли на тетиве лука, артикулируя звуки. Их руководитель попросил, чтобы я научил парней играть на якутском хомусе. Они так быстро все схватывали, что через неделю уже лучше меня играли. Естественно я подарил им все хомусы, лишь один для себя сохранил.
Один из моих лучших инструментов подарил мастер Герман Готовцев из Усть- Алданского улуса. Его хомус звучит мужским голосом.
— Кроме якутских хомусов, в вашей коллекции, вижу, много варганов других народностей. Расскажите о них.
— Вот пластинчатый варган из бамбука народов Океании, подаренный мне известным варганистом из Японии Лео Тадагава. Такие инструменты в Сибири распространились благодаря оморской культуре, людям моря. Характерно, что на таких пластинчатых варганах в Индии, Океании чаще всего играют женщины.
— А этот кусочек дерева — тоже варган?
— Да. В книге народного мастера Александра Чахова «Старинные .якутские музыкальные инструменты» было написано о том, что сказителю-импровизатору Сергею Звереву в детстве дедушка подарил инструмент, сделанный из обычной щепки, и 6н на нем играл вместо хомуса. Я рассказал об этом ребятам из колледжа культуры, а они мне сделали образец. И вот он перед вами.
— На нем действительно можно играть?
— А вы послушайте. (Юрий Ильич начал играть, и из обычной щепки начали доноситься древние звуки). Бывало, что мужчинам запрещали играть на музыкальных инструментах, а в буддийской культуре это случалось часто, (улыбается) вообще мировые религии не очень любят фольклорный инструментарий. Видите эти ветки? (Показывает обычную, на мой взгляд, ветку, похожую на рогатину) Это тувинская ветка- хомус. Раз мужчинам-тувинцам запрещали играть на тимир и кыл хомусе, то они брали в руки ветку-хомус. И извлекали такие звуки (Искусствовед показывает, как это делали бедные мужчины, обделенные музыкальным инструментом). Я пока еще не научился хорошо играть, поэтому губы болят.
— А это что за огромный хомус?
— Это украинская дрымба. Это однотоновый инструмент, и появился он в Европе, видимо, с тюркскими невестами. Такой инструмент, в отличие от якутского хомуса, где стоит только шевельнуть ртом и сразу появляются разные звуки, имеет одну тональность, потому приходилось играть на нескольких дрымбах по очереди.
Вообще ротовых инструментов великое множество. Это живой интересный инструмент. И здорово, что в Якутии ему придается сакральное значение. Огромная заслуга в этом Ивана Алексеева-Хомус Уйбаан. То, что он сделал для развития якутского хомуса, ни с чем не сопоставимо.
До встречи с Иваном Егоровичем я смотрел на хомус с позиции общей фольклорной культуры, а тому, чтобы выделить его, способствовал энтузиазм якутов.
— Юрий Ильич, сколько в вашей коллекции варганов?
— Десятка три наберется. И каждый из них для меня неоценим. Вот с этим инструментом (показывает хомус Амынньыкы) я жизнь прожил. Мне его подарили, когда я был еще. студентом. Каждый из этих инструментов говорит о важных этапах моей жизни. И это не музейная коллекция, я на ней изучаю культуры народов.
Страницу подготовила
Ирина МАРТЫНОВА