МОЗАИКА ТАНЦА МИХАИЛА СИВЦЕВА

«Вы когда-нибудь признавались в любви без слов? — вопрос мэтра бальных танцев, честно говоря, застал нас врасплох. — А вы попробуйте, у вас получится. Ведь танец — это маленькая история о себе, своих чувствах, эмоциях. Где еще вы сможете так ярко, без слов, проявить свою суть, свое понимание жизни, рассказать историю своей любви?». Спорить с самим подвижником бального танца республики мы не стали…

МАМИНА И ПАПИНА ШКОЛА

Восемь вечера. Маленький сельский клуб заполнен до отказа. Прямо перед сценой на полу сидят мальчишки. Среди деревенских забияк и драчунов — мальчик Миша, его взор направлен на сцену, где танцовщицы выкидывают такие па, что сердце замирает, а ноги сами просятся в пляс. Это была первая и незабываемая встреча Миши Сивцева с волшебным миром танцев.

После концерта парнишка поделился с мамой самым сокровенным мечтой стать танцором. По взгляду матери было понятно — она одобрила этот выбор. К ее мнению прислушивались не только трое детей и муж, но И ученики, и все селяне. Евдокия Михайловна Винокурова — заслуженный учитель ЯАССР — всю жизнь проработав учителем начальных классов, завоевала авторитет не только в Курбусахе, где проживала их семья, но и во всем Усть-Апданском районе.

«Мою маму в улусе помнят до сих пор», — рассказывает Михаил Захарович. — Она была педагогом от Бога. У нас в доме всегда было много гостей. К маме шли за советом, с просьбой о помощи. До сих пор ученики вспоминают ее добрым словом. Отец Захар Николаевич был человеком консервативных взглядов. Родители дали мне самое главное — быть справедливым в любой ситуации, любить жизнь во всех ее проявлениях».

СЕЛЬСКИЙ ДИ-ДЖЕЙ

Тематические вечера, танцы, спортивные состязания, турниры, конкурсы и викторины не обходились без Миши Сивцева. «Курбусах — самая дальняя деревня Усть-Алданского Зулуса, но там жили и живут уникальные люди, рассказывает Михаил, уходя воспоминаниями в детство. — Таких дружных и сплоченных людей я не встречал нигде. Если кто-то попадал в беду, либо в какую-нибудь передрягу, помогали всем селом. Добрые, открытые, готовые помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию — такими я запомнил курбусахцев».

Возможно, пример его земляков и стал фундамент том становления личностных качеств Михаила Захаровича, про которого и ученики, и люди, кто просто когда-либо сталкивался с ним, говорят: «Добрый, справедливый, а главное, отзывчивый и чуткий человек».

После окончания’ седьмого класса семья Сивцевых переехала в районный центр Усть-Алданского улуса — Борогонцы. Там же Михаил окончил школу. Именно в это время его талант заметила замечательный хореограф Зоя Гаврильевна Ксенофонтова. «Чудесный человек, который открыл мне удивительный мир танца, музыки, темпа и движений. Я бесконечно благодарен ей».
В старших классах под руководством Михаила был создан вокально-инструментальный ансамбль со своей хореографической группой. Поэтому вопрос, куда поступить после школы, не возник, но тут уже подвело его здоровье. «Многие мои одноклассники уехали грызть гранит науки, а я остался в деревне. В детстве я часто болел, поэтому не смог пройти медкомиссию». Но наш собеседник не стал горевать из-за этого, тем более ему было некогда бить баклуши. Он стал работать в клубе сельским, ди-джеем. Все вечера, —танцевальные постановки и дискотеки проходили под его чутким руководством.

В 1978 году заветная мечта Михаила исполнилась — он поступил в Смоленское культурно-просветительское училище на отделение хореографии. Спустя три года он решил повысить свое’ образование. Выбор пал на Санкт-Петербургскую высшую профсоюзную школу искусств.

До этого наш современник в родном районе проработал на разных должностях: учителем физкультуры, тренером по лыжам, директором Дома культуры. И где бы Сивцев ни трудился, результат всегда был в высшей степени положительным…

«ТАЛАНТА ХВАТИТ И ШЕПОТКИ, УПОРСТВА — ЦЕЛЫЙ ОКЕАН»

Красивая фигура, ровная спина, легкая походка, умение правильно и достойно себя вести, при этом абсолютно не стесняться и не быть внутренне зажатым, — вот явные преимущества занятий танцами по мнению » Михаила Захаровича. «К тому же все танцоры, как и приверженцы других видов искусства, люди очень эмоциональные, ведь на сцене можно выразить все!».

С мэтром мы полностью согласны, к тому же хотелось бы добавить, что танцы требуют характера.

«Отдавая ребенка на танцы, родители искренне считают, что это всего лишь развлечение. Спустя год они уже так не думают и привыкают к плотному графику, занятий». Что касается склонности к танцам, то, по мнению Михаила Захаровича, нет такого понятия — «нет данных»: «Есть понятие «мало работает». Если человек толстый — можно похудеть, если у него нет шага — можно растянуться. Просто для этого понадобится, про вести в зале не три часа, а десять. Начать танцевать лучше как можно раньше. Бывают, конечно, случаи, когда ребенок приходит в 15 лет, и здесь есть прият-ные исключения. Как говорится, таланта хватит и щепотки, а упорства — целый океан».

«ДЕТИ — БЛАГОДАРНЫЙ МАТЕРИАЛ»

Самые титулованные звездочки «Мозаики»: Алина Айсина-Назарова, Анна Егорова, Юрий Алексеев, Михаил Платонов, Алексей Дьяконов, Александр Жирков, Мария Маринова, Саргылаана Борисова пришли совсем крохами, когда им было по семь лет в 1988- м, как раз в год создания ансамбля бальных танцев «Мозаика».

«Мне нравится работать с детьми. Ведь они — самый благодарный «материал, — признается педагог. — Нам порой кажется, что дети многого не понимают, а на самом деле они лучшие психологи. С ними нужно быть открытым, искренним, а главное — не фальшивить».
Всех своих подопечных Михаил Захарович зовет «мои дети», а для родителей воспитанников он давно стал родным человеком. Несмотря на то, что. многие птенцы выпорхнули из гнездышка, связь с педагогом они поддерживают до сих пор. И в день празднования 55-летия Михаила Сивцева, который пройдет сегодня в Саха театре, поздравить своего учителя приехала из Первопрестольной одна из самых титулованных выпускниц — Алина Айсина Назарова со своими, коллегами из шоу-балета «Идеал».

Благодаря колоссальному труду и упорству Михаила Захаровича сотни ребят из самых разных угол-ков республики умеют танцевать самбу, румбу, джайв, вальс, танго. Школы бальных танцев открыты по всей Якутии — в Мегино-Кангаласском, Чу рапчинском, Вилюйском, Намеком, Сунтарском, Хангаласском районах.

Несмотря на большие успехи «Мозаики», путь коллектива не всегда был усыпан розами, но именно вследствие того, что его всегда поддёрживали поклонники, а главное, родители юных танцоров -г все «барьеры» Преодолевались. <<Да и само название нашего коллектива таит в себе скрытую силу.., — рас-крывает завесу тайны Михаил Захарович. — Ведь каждый танцор нашего коллектива подобен камешку в мозаике, не будь которого, мозаика начнет трескаться, а потом и все камни выпадут.

Человек, словно мастер,. с детства заботливо укладывает в причудливые узоры разные камешки. Цвет-ные, а» у кого-то только черные и белые. Узоры не только красивы, они наделены понятным или слегка улавливаемым смыслом, доступным мастеру, а иногда и тем, кто смотрит на мозаику и старается понять ее. Но они никогда не будут завершены. Человек переживает все новые и новые события, встречает все новых и новых людей, испытывает новые ощущения… И добавляет в мозаику».