Немедленно после начала бедствий японские владельцы автоматов, продающих напитки, снедь на станциях и перронах зоны бедствий, перепрограммировали их на бесплатную выдачу товара. Российские же таксисты в «Домодедово» взвинтили цены до 15 тысяч, а вода в маленькой бутылочке стоила 500 рублей.
Мы, россияне, ещё раз убедились, в какую яму деградации скатываемся. А японцы поднялись силой духа над пропастью землетрясения и ядерной аварии. У нас происходит своеобразный парадокс — глобальное потепление при замерзании человеческих отношений. Тают льды Ледовитого океана, а в обществе вырастают айсберги отчуждения, поглощая безопасную среду жизни. Даже слово «дружба» потеряло исконный смысл добрых отношений. Раньше русские обращались к незнакомцу: «Мил человек, добрый человек», саха: «Догор». А теперь в друзьях значатся тысячи «френдов» из Интернета, а к незнакомому нет этикетного обращения. Нас накрывает мощная волна духовной деградации, утраты объединяющих ценностей. Если общество не скреплено идеалами духовного подвижничества, четко выраженными национальными интересами, оно обречено на вымирание.
После двадцати лет существования обновленной России очень симптоматично задались вопросом: кто же является государствообразующим народом? Возник спор о российской или русской идентичности. Захотели еще раз разыграть национальную карту, состоящую из 140 народов, вместо того чтобы всех объединить на общей духовно-нравственной платформе. Задачи духовного возрождения России сместились лишь в сторону православной религии, что по сути является пройденным этапом духовного становления русских к моменту Октябрьской революции. Теперь российское общество нуждается в гражданской религии, солидаризующих духовно-нравственных ценностях, воспитании высших устремлений личности.
Сравнение поведения японцев в дни катастрофы с российскими таксистами и торговцами во время теракта в «Домодедово» наглядно показало моральную стойкость и сплоченный дух японцев, следование россиян паразитическому лозунгу «Обогащайтесь как можете!»
Коллектив авторов: А.Данилюк, А.Кондаков и В.Тишков разработали Концепцию духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения». Под духовно-нравственным воспитанием личности россиянина разработчики понимают «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую. структуру и сложную организацию». Носителями этих ценностей являются многонациональный народ РФ, государство, семья, культурно- территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество. Обращение к проблеме духовности в российском контексте исходит из двух задач. Первая — консолидация общества на основе общих для россиян духовно-нравственных ценностей. Вторая — модернизация страны’ на основе социально- культурного развития.
Человечество движется к эре постматериализма, в которой чисто физическое выживание уже не является основной целью, а главной заботой общества становится благополучие жизни на земле. В начале XXI века наблюдается подъём духовности в культуре. Возросшая чувствительность к духовным интересам становится одной из определяющих характеристик современного творчества в сферах культуры, искусства, образования и науки. Идеология обогащения дошла до стадии самоотрицания, возникла необходимость оглянуться, осмыслить, восстановить незыблемые духовные ценности жизни. Позитивный настрой общества, акцент на духовные ценности раскрывают перспективу будущего удовлетворяющего качества жизни. Духовная реальность утверждается в таких явлениях, как направленность на высокую мотивацию человека на творчество, служение обществу, народу, Отчизне, человечеству.
Каждый народ несет в себе заряд исторического оптимизма, осмысливаемый как преемственность духовной культуры и ценности человеческого бытия. Он создается тщательно сохраняемой и развиваемой материальной и духовной культурой, обеспечивающей жизнь человеческого сообщества в его экологической нише.
В повседневной жизни человек всегда находится в состоянии выбора между добром и злом, совестью и обстоятельствами, насилием и прощением и т.д. Его природа человека дуальна: в нем беспрерывно борются светлое и темное начала. И суть воспитания духовности состоит в том, чтобы человек научился сознательно подавлять в себе тёмные силы и направлять себя на добро, стремясь к незыблемым духовным идеалам, что в эти дни проявляют японцы.
Общество объединяется служением духовно-нравственных людей. В условиях Севера многократно усиливается востребованность этических основ во взаимоотношениях людей, соблюдении веками выработанных морально-нравственных норм взаимопомощи и духовной мудрости. В эвенском языке есть понятие, которое означает «поехать навстречу человеку, который может заблудиться в пути». Ярким примером духовной солидарности северян стали авиаторы и пассажиры самолёта «АЛРОСА», .которые говорили, что только благодаря крепкому чувству доверия, выработанному в условиях Крайнего Севера, они сохранили жизни друг друга. За последние двадцать лет резко сменился этнодемографический состав населения Якутии, следовательно, нам нужно приучить новое население к нашим северным ценностям, уважению традиций солидарности.
Таким образом, надо закрепить в исторической памяти духовные деяния и традиции яку- тян, обобщить практику духовных исканий и высших устремлений в творчестве и служении идеалам общества. Именно на такие незыблемые задачи, не подменяемые ни религией, ни политикой, должен быть нацелен форум духовности, планируемый в сентябре этого года.
Очень важно, чтоб он был задуман и реализован как взаимодействие власти и творческих людей в лице Академии духовности, Союза творческих организаций, духовных подвижников. Обычно озабоченность духовностью народа, под которой понимается его управляемость и терпимость, появляется в моменты утери моральной легитимности власти. Предвидя такой сценарий, президент Якутии Е.Борисов активно ставит перед федеральной властью вопросы духовного единства российской идентичности. Он озабочен проблемами творческих деятелей республики. Поэтому инициатива созыва форума духовности исключительно актуальна и перспективна.
Результатом форума должна стать разработанная. Государственная целевая программа поддержки творчества и духовного подвижничества. Есть куча программ поддержки материального производства, а самого главного — духовного производства, без которого российское общество превратится в стадо таксистов «Домодедово», у нас до сих пор нет. Творческий капитал создается тонкой прослойкой одаренных людей — аристократов духа. Ведь общество духовно обогащается благодаря их творческому подвижничеству. Именно таким людям нужно открывать дорогу к раскрытию таланта, чтобы они творили подлинные духовные ценности, горячей энергией любви к жизни и людям растапливали лёд отчуждения.
Ульяна ВИНОКУРОВА доктор социологических наук,
проректор Арктического государственного института
искусств и культуры