РЕКТОР АРКТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА: «МЫ ОДНИ ТАКИЕ ВО ВСЕМ МИРЕ!»

Вся прошлая неделя была посвящена юбилейным мероприятиям Арктического госинститута искусств и культуры. Десять лет со дня открытия – круглая дата и отличный повод не только для получения приветственных адресов, но и для обсуждения насущных вопросов с коллегами из других регионов и стран.

Поздравляли от души. Подарки дарили щедрые. И рассуждали: как не только сохранить культуры и искусство Арктики, но еще и заявить о них всему миру. О многом мы поговорили в кабинете нашего собеседника – ректора АГИИК Саргыланы Игнатьевой.
На часах было почти 19, когда я перешагнула порог вуза. На первом этаже встречает охранник. У гардероба перед зеркалом крутятся студентки. Поднимаюсь двумя этажами выше. На каждом из них студенты – кто стоит кучкой и что-то обсуждает, кто в одиночестве что-то рисует на коленках…
– У вас всегда такое движение студентов поздним вечером? – задаю после приветствия первый вопрос.
– Постоянно, — улыбается хозяйка учебного заведения, — пока сессия не закончится. Учебный процесс в самом разгаре, не успевают что-то сделать – остаются допоздна.

ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ – ЧАСТЬ ПОЛИТИКИ СТРАНЫ
– Вузу исполнилось десять лет.
– Да, из них последние два года я являюсь ректором. До меня был Андрей Борисов. Человек, который сделал все возможное для того, чтобы институт был создан. Он этот вопрос решал через федеральное министерство. И в результате Арктический институт был создан на базе четырех филиалов других вузов. Собственно, я в нем работаю с самого его открытия, так как была руководителем одного из филиалов.
– Получается, министр культуры республики – крестный отец вуза?
– Именно так. Он и остался бы руководителем вуза, но вышел федеральный закон, запрещающий чиновникам занимать другие посты. А меня поддержали 94% сотрудников, и я победила на выборах.
– Помню, когда-то сообщалось, что подобных арктических вузов в мире пять или шесть. В чем особенность нашего арктического вуза?
– Не совсем верно. Такого вуза, как наш институт, нигде в мире нет вообще.
– Это в вас говорит патриотизм? Мол, лучше нас никого нет.
– Нисколечко. Есть, конечно, вузы, которые обучают творческим специальностям. К примеру, Красноярская консерватория выпускает только оперников. Есть другой вуз – он специализируется на подготовке актеров. А в нашем институте готовят всех. И оперников, и актеров, и дизайнеров, и режиссеров, и библиотекарей… Говорю же, мы одни такие.
– Зарплата у деятелей культуры и искусств не самая завидная. Не верится, что желающих так уж много, чтобы открывать для этого отдельный вуз. Или я не права?
– У нас всегда высокий конкурс. Особенно на дизайнера среды. Но не в этом дело… Такой вуз нужен. Крайне необходим. И это признают и на высоком политическом уровне.

РЕСПУБЛИКЕ НУЖНЫ БИБЛИОТЕКАРИ И МУЗЕЙНЫЕ РАБОТНИКИ
– И все-таки неужели так много желающих стать, к примеру, оперными певцами или библиотекарями? Чему учат студентов пять лет, сложно понять. Возможно, покажусь меркантильной, но жить на что-то надо. А у музейных сотрудников, я слышала, зарплата и вовсе 6-8 тысяч.
– Хороший вопрос. Во-первых, мы не набираем студентов на ту или иную специальность вслепую. К примеру, сначала делаем запрос в театры – сколько нужно актеров и, только исходя из этих данных, начинаем набор. Есть специалисты, постоянно занимающиеся анализом. Во-вторых, если, к примеру, актеры в ближайшем будущем не нужны ни одному театру, мы просто не будем объявлять конкурс для абитуриентов. Мы можем позволить себе пропустить какой-то год, а потом, спустя время, возобновить. И это, я считаю, нормально. Что касается оперных певцов, всех желающих мы не принимаем. Обучаются лишь лучшие. Знаете, сколько в группе старшего курса вокалистов?
– Сколько?
– Пять.
– Так мало?!
– Да. А вы как думали? 30? Ведь с каждым работают индивидуально с утра до ночи. Думаете, просто так взяли и запели на итальянском уровне студенты Александр Емельянов или Зинаида Колодезникова? Это огромный ежедневный труд, их преподаватель Валентина Колодезникова каждого чуть ли не вручную лепит. Что касается музейных работников и библиотекарей, в них республика ох как нуждается! По моим данным, лишь 27,7% из общего числа сотрудников имеют специализированное образование. При этом учтите и тот факт, что кадры стареют… Так что все не так просто, как кажется со стороны. И могу заверить, что все наши выпускники трудоустроены.

«С ПЕРЕВОДЧИКОМ ХОДИТЬ? КАК-ТО НЕСОЛИДНО»
– Получается, готовите культурное будущее республики? Певцов, танцоров…
– Наша задача – не только готовить певцов и артистов, чтобы они потом развлекали народ. Мы должны всячески способствовать воспитанию. С самого детства.
– Что вы имеете в виду? Учить книжки читать, а не рвать?
– Нет. Таким элементарным вещам, как не рвать книжки и уступать место пожилым и беременным женщинам в автобусе, должны учить родные. Что касается нас, то мы должны обучать самому искусству. К примеру, лепить, рисовать и т.д. Именно по этой причине мы и открыли при нашем институте  школу. Хотим, чтобы в институт ходили не только взрослые студенты, но и бегали маленькие ребятишки. А почему нет?
– Что вы имеете в виду?
– Ну, например, мы готовим массу разных проектов вместе со студентами. Они направлены на благо не только их самих, но и всех горожан. К примеру, мы разработали проект «Молодежный архитектурный городок»… Как бы объяснить… Вы были в Хабаровске когда-нибудь?
– Увы, пока не довелось?
– В общем, в Хабаровске есть специальное место неподалеку от городского парка, где установлены скульптурны из самых разных материалов. Так здорово смотрится! И горожане, и гости города ходят от одной скульптуры к другой и фотографируются. А работы прекрасные! И мы подумали: почему бы нам в Якутске не сделать нечто подобное? Знаете, я более чем уверена, что наши студенты могут сделать скульптуры ничуть не хуже! Единственное «но» — вопрос земли. Все документы мы оформили, они уже лежат в администрации города. Искренне надеемся, что нам выделят место.
Есть еще одно желание – выйти на международный уровень. Правда, сказать это легко, а вот добиться желаемого результата не так-то просто. К примеру, прежде всего, необходимо, чтобы наши преподаватели имели на руках лекции на иностранном языке. Пока таковые имеются только у профессора Шейкина – он не раз, между прочим, выезжал за пределы России читать свои лекции.
– А остальные преподаватели как восприняли такое новшество?
– Коллектив понимает, что это действительно прекрасная возможность выйти на международный уровень. Пока мы сами перед собой поставили задачу выучить английский, пока хотя бы разговор. А дальше будет видно… Тогда мы можем заявить всему миру о культуре народов Севера, сможем обмениваться не только преподавателями, но и студентами… С другой стороны, теоретически можно ходить и с переводчиком, но это же несолидно… XXI век на дворе как-никак…

Лия Евлоева