ПУТЬ К ЖЕЛАННОМУ БЕРЕГУ…

Миниатюрный, тонкий, гибкий и теперь, в свои шестьдесят, с шапкой пышных кудрей, с нервным, филигранно, но неправильно вырезанным природой лицом, Ефим Степанов являет собой вопиющий пример артиста, неудобного для среднестатистического режиссера. В его природе есть нечто изысканное — ломкость, изящество, скорпионья самоуглубленность, способность к мгновенной, как прыжок, смене состояния…

…Когда лодка взлетала над головами первых рядов партера, а Кириск корабельной статуей застывал на ее носу, вглядываясь ввысь, мы все, задрав головы, ловили такой восторг, от него исходящий, такое ликование, такую поэзию полета, что, откликаясь актеру, вдруг чувствовали себя настоящими, хорошими, счастливыми, как бывает только в самые лучшие минуты детства.

Кириска, каким играл его Ефим Степанов, стоило спасать ценой трех человеческих жизней не только потому, что он маленький, что ребенок. В нем словно собирались духи земли, воды, вся сила его северного племени. В нем сосредотачивалась надежда на будущую жизнь и упование на то, что вместе с этим подрастающим мальчиком придет справедливое время — ведь Андрей Борисов ставил «Желанный голубой берег мой» в 1982 году, предчувствуя скорые перемены. Ефим выдержал взваленную на него режиссером смысловую глыбу и ухитрился соединить отыгранную детскость образа со способом напряженного духовного поиска на сцене.

С Кириска началась настоящая актерская судьба Ефима Степанова со славой, званиями заслуженного и народного, с двумя государственными премиями. А ведь в дни той премьеры ему было уже тридцать два года…

Анна Степанова