Афанасий Петрович Мунхалов с 1964 года член Союза художников РС(Я). В 1967-м был избран председателем Союза художников, проработал на этом посту 14 лет. В 1965-м художник становится первым лауреатом премии им. П А. Ойунского, в 1970 году его избирают депутатом Верховного Совета СССР. Афанасий Петрович — академик Академии духовности PC (Я), почетный гражданин PC (Я), народный художник РФ.
Недавно в Москве прошла выставка известного якутского художника.
— В Москве я выставляю свои работы уже в третий раз. В этом году представлено около 100 работ: живопись, графика. Было много посетителей: якутяне, москвичи, якутская молодежь, которая учится в столице, московские коллеги.
— Вы декан факультета изобразительных искусств АГИКИ, остается время на творчество?
— Выкраиваю врёмя. Хотя годы, конечно, берут свое, устаю. Тем не менее, стараюсь не отставать от жизни, постоянно работаю. Сейчас собираю материал для следующих экспозиций. Мои работы неразрывно связаны с национальным колоритом, национальными традициями. Главная тема — близость к народному творчеству, легендам, сказаниям, эпосу Олонхо. Не перестаю восхищаться работами якутских ремесленников. Они всегда украшали свои домашнюю утварь.
— Новые технологии сейчас проникают во все сферы жизни, и творчества и живопись не исключение. Как вы к этому относитесь?
— С пониманием. Когда ты молод, то попадаешь под различные течения и влияния в искусстве. Если это помогает в творчестве, оттачивает его, то я стараюсь молодежь в этом плане поддержать. Но при этом, конечно, академическая школа должна присутствовать. Профессиональный уровень должен быть очень высоким. Академическая школа никогда не помешает. Нужно Не просто созерцать мир, а пропустить его через себя — это самое важное в искусстве.
— У вас со студентами происходит творческий обмен?
— Есть студенты, которые используют новые современные технологии в творчестве. Этому у них можно и нужно учиться. Я стараюсь постоянно чему-то учиться, ведь движение — это жизнь, Если воспринимать это философски, то искусства не стоит на месте. Я стараюсь не мешать поискам студентов, их видению мира, как оно отражается в их творчестве. Учить молодежь интересно; Они не такие, как мы были в свое время. Сейчас информации у них много, Интернет, новые технологии. Много трудностей, стипендии не хватает, общежития нет. Поэтому многие вынуждены совмещать работу и учебу. И это отражается на успеваемости студентов. Мы стараемся учитывать эти моменты.
— Ваше становление проходило в пору так называемых «шестидесятников». Действительно творческое поколение. Вы тогда учились в Москве, какое это на вас оказало влияние?
— Это было время оттепели и для политиков, и для художников. Проходили выставки неформальных художников, выступления Евтушенко, Ахматовой. Я с ними общался – это было интересно. Все это обогащало наши внутренние потребности. Кроме того, мы посещали запасники разных музеев. Смотрели работы футуристов, кубистов. Мой педагог, знаменитый мастер Евгений Адольфович Кибрик не диктовал свое направление, он к каждому подходил индивидуально. У нас была полная свобода, поэтому все мы были очень разные.
— Как вы считаете, талантливым художником рождаются или талант – это на девяносто процентов труд?
— Отношусь серьезно. Есть для журналистов поговорка: ни дня без строчки, а у нас, художников, ни дня без штриха. Художник должен хоть одну линию провести в день, девяносто процентов таланта — это постоянная работа, которая и определяет художника. Ведь талант нужно развивать. Это как цветок. Красивый цветок, если не поливать, завянет. Так и талант, если не подпитывать — умрет.
— А что для вас самое главное?
— Художник должен быть наблюдателем, что-то находить все время в увиденном. Это подталкивает к творчеству. Обычный человек может посмотреть и ничего не увидеть, а художник разглядит даже в простом моменте какой-то смысл. Кроме того, нужно учитывать, что мы живем в такое время, которое течет очень быстро. И здесь надо быть устойчивым и не поплыть по течению. Для этого надо иметь жизненную опору, которая накоплена годами. Остановиться, осмыслить и понять, как поступить. Некоторые видят в жизни только плохое, все в черных красках. Все надо осмыслить и использовать как опыт для будущего.
— А что для вас опора в жизни?
— Опора для меня — мои годы, мой опыт, Из всего времени, что я прожил, я для себя определил, в чем ошибался, к чему надо стремиться. Нельзя просто так сидеть и пускать жизнь на самотек.
Опора для меня – друзья, родные, то место, где ты родился, которое ты любишь. Опора, когда тебя уважают на работе, когда тебя считают человеком надежным. Все, что нужно человеку, чтобы он чувствовал себя уверенно.
— Ваши дети не пошли по вашим стопам. Не возникало желание передать свой опыт им?
— Нет, я, очень спокойно отнесся к выбору профессии детьми. Одна дочь кандидат медицинских наук, вторая работает в фонде социального обеспечения. Внуков у меня четверо. Двое уже в четвертом классе — Илья и Алеша, Одна внучка Эллина пошла в первый класс. Вот она может продолжить мое дело, если захочет. Очень хорошо рисует. Младший внук еще в детский сад ходит. Может, тоже рисовать будет. Время покажет.
— Ваше творчество неразрывно связано с народом саха. Как вы думаете, в век глоблизации возможно ли сохранить свою самобытность?
— Процесс глобализации развивается, но каждый народ, тем не менее, имеет свои традиции, свое искусство. Одно время у нас не носили национальную одежду, почти перестали разговаривать на якутском языке. Это неправильное отношение к своей культуре. Это приводит к ее исчезновению. Как китайцы говорят — каждый цветок должен раскрыться по своему.
— Афанасий Петрович, вы работаете с молодыми художниками, которые только начинают свой творческий путь, какие у вас впечатления?
— У нас много талантливых художников. Я читаю газеты, да и в жизни наблюдаю и удивляюсь, сколько талантливых людей в Якутии. То наша девочка побеждает в конкурсе красоты, то по шахматам чемпионка. То там, то здесь становятся наши ребята лауреатами, призерами. Радуюсь, что у наших детей такие возможности. Это наш запас на будущее.
Альфия Курманова