ДОРОЖНЫЕ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ

Наступила пора охоты и походов на природу. Погода после половодья начала устанавливаться, дороги после проливных дождей просыхают. Много людей отправляется в лес, на земли своих предков, не зная заветы предыдущих поколений. Многое уже забыто, а ведь нахождение на природе сопровождается обрядами и многими неписаными правилами, которые надо соблюдать. На эту тему я поговорила с Герасимом Васильевым. Послушайте пожилого человека, имеющего большой опыт и знающего культуру родного края.
— В дороге есть священные места, называемые «ытык», —начал свой рассказ Герасим Семенович. — Здесь нужно обязательно остановиться. В старину, собираясь в дорогу, человек должен был накормить духов своего алааса, своего дома. И после этого можно было спокойно отправляться в путь. В древности в путь отправлялись с оглядкой, тщательно готовились, сверялись со временем года, следили за погодой. Раньше люди перебирали все мелочи, вплоть до каждой пуговицы, сейчас же люди частенько и запасных колес не берут. Так не должно быть, нельзя так легкомысленно относиться к дорожным приготовлениям.
— Стоит ли кормить огонь перед отправлением в путь?
— Конечно. Огонь благословляет человека. Но надо понимать, что такое путь. Вот, например, я отправляюсь из дома на работу. Это тоже маленькое, но путешествие. По пути на работу каждый сталкивается с разными опасностями, например, с движущимися машинами. Даже самая маленькая дорога требует внимательности. Эта традиция применительно для больших путешествий, а не для похода на один день. Раньше с дорогой было связано многое, даже добыча пищи тоже была путешествием.  В любом случае, отправляясь в путь, нужно быть в единении с природой. Ты должен видеть и слышать ее явления, знать повадки животных. Сейчас, конечно, чтобы добыть пищу, надо всего лишь сходить в магазин. А раньше часто приходилось пересекать множество проток, земельных границ. В разных местах нужно делиться едой с местностью, при этом слушая свой внутренний голос. Тогда с легкостью пройдешь те места, где никогда не был. Не будешь же в каждом приметном месте, на каждом привале проводить жертвоприношения.
— А какие проводят жертвоприношения?
— По моему мнению, если ты действительно хочешь очиститься и благословиться, нужно проводить обряд кормления огня. Только перед действительно большой дорогой. Но вы не знаете, какую пищу любят духи местности или дух огня. В этом случае поможет только внутреннее чутье. Сегодня люди вооружаются картой, навигаторами, в старину просто чаще останавливались. И редко когда обходились такие остановки без огня, на котором готовилась пища. Тогда люди заранее интересовались у бывалых путников о предстоящей дороге и о священных «ытык» местах. Даже сейчас многие берут из дома оладьи, которые готовят специально для дороги. Это гостинец, оставляемый на специальных путевых местах.
— Какие слова нужно говорить при кормлении огня?
— Если не знаешь слов, лучше их не произносить. Прямо так величественно именовать духов местности, думаю, не стоит. Природа сама знает мысли и настроение человека. Человек — ее неотъемлемая часть, поэтому не стоит превращать это в театральное представление. Мы же не сопровождаем словами такие простые обряды, как утреннее мытье лица.
— А как должны вести себя молодые люди, вышедшие на природу?
— Мой старший брат — девятикратный чемпион по охоте. Он с малых лет брал меня с собой на охоту, и я уяснил, что человек должен вести себя в лесу тихо. Если ты песни распеваешь или наступаешь на сучья, шумишь, то какая удача может ждать тебя на охоте? Нужно относиться к природе, духам леса, покровителю охоты Байанаю уважительно. Сейчас замечаю, что для многих охота стала всего лишь развлечением или отдыхом. Такое отношение природа не встретит благоприятно.
Нужно все остатки еды закапывать, внимательно относиться к огню. Если куришь, нужно удостовериться, что спичка погасла, а только потом выбрасывать.
Вот сейчас, например, в окрестностях города часто можно увидеть оставленные людьми непотушенные костры. Бывалые охотники такого никогда не допустят. Ведь, бывало, целые деревни выгорали от одной спички, брошенной в лесу. Я думаю, что оставленный без присмотра огонь — это грех. Природа просто так это не оставит и отплатит за безалаберность. Ещё вот вспомнил про одного образованного человека, профессора из Ленинграда Сотникова. Когда он приехал на мою родину, он, конечно же, отправлялся в дорогу с нами. Меня даже удивляло поведение — в тех местах, где нужно оставить табак, повязать кусок материи, он обязательно либо табак рассыпал, либо хлеб с маслом оставлял. А ведь это русский человек, родившийся в Ленинграде, переживший блокаду. Откуда он мог знать про наши обычаи, про отношение к природе? Удивительный человек. Бывает же такое – приезжий русский относится к нашей природе лучше, чем некоторые местные.
Помню, как-то один из местных, не знавший ни слова порусски, и профессор Сотников, не говоривший поякутски, очень сильно подружились. А объединила их любовь и трепетное отношение к природе. Майоров даже гостил у него в Ленинграде. И каждая встреча для них была большой радостью.
Еще один обычай. Один охотник убил лося. Когда он разделывал тушу, прилетел ворон, сел на дерево и ждал своей доли. Ворона же охотник не покормил должным образом. После этого осенью вез груз в районе Кобяя и остановился сыграть в карты. Проиграл свои деньги и двинулся дальше. По пути он попросился переночевать в один дом, где жили старик со старухой. Его приняли и накрыли на стол. Сварили суп и подают вместе с мясом. Оно было настолько жесткое, что даже нож его не брал. А это была старая конина, которая на выброс идет. И тут старик ему говорит: «Помнишь, как ты меня на охоте накормил?» — и рассказывает про убитого лося. У охотника волосы дыбом встали, он со страху на колени упал, начал просить прощенья у старика, который, оказывается, был давешним вороном. А тот сказал: «Ну хорошо, ты вроде похож на человека, который будет с почтением относиться к животным. Подайка старуха нормальной еды!». Так он остановился у них на два дня. И на прощанье старик завещал охотнику делиться добычей и научить этому своих детей.
Один мой знакомый стал наследником этой традиции, которая связана с этой легендой. Я думаю, эта история, хоть и звучит немного смешно, лучшим образом показывает, как нужно вести себя на охоте.

Дмитрий Михайлов

            Досье «МЯ»

Герасим Васильев – артист Саха театра, лауреат Государственной прем СССР 1986 года, заслуженный артист Российской Федерации, вот уже третий год преподает в Арктическом институте искусств и культуры дисциплину «Фольклорный театр».