ОЛОНХО НА СЦЕНЕ ТЕАТРА НО

Сегодня труппа Театра Олонхо вылетела в Японию для участия в торжествах, посвященных 1300-летию города Нара — древней столицы Страны восходящего солнца.

Как рассказал на пресс-конференции накануне отлета министр культуры и духовного развития РС(Я) Андрей Борисов, 7 августа в Театре но будет показан спектакль- олонхо «Кыыс Дэбилийэ». За более чем 600-летнюю историю существования знаменитого театра на священную для японцев сцену впервые выйдут артисты-иностранцы. Для свято чтущих древние традиции жителей острова событие, прямо скажем, экстраординарное. С одной стороны, это акт признания международной культурной значимости героического эпоса народа саха, с другой — ответная любезность хозяев, поскольку несколько актеров Театра но два года назад были гостями столицы Якутии и участниками культурной программы Международных спортивных игр «Дети Азии» в числе девяти признанных ЮНЕСКО шедеврами устного и нематериального наследия человечества, к которым с 2005 года принадлежит и Олонхо.

В этом смысле древний Театр но, зародившийся в XIV веке как модное развлечение для высшей имперской аристократии и самураев, впитавший за шесть веков мощные традиции и ставший национальным достоянием, — побратим эпоса Олонхо в его театральном воплощении, а якутский Театр Олонхо — его младший брат, который, несмотря на молодость (в своем сегодняшнем статусе он существует всего два года), уже уверенно заявил о себе как о самобытном и самостоятельном театральном явлении на российской сцене и выходит на международный уровень. Спектакль «Кыыс Дэбилийэ», поставленный Андреем Борисовым с блистательной Степанидой Борисовой в главной роли, в 2004 году получил «Золотую маску» от критиков и жюри фестиваля. В течение последних лет он был украшением репертуара Саха Академического театра и его главной идеологической составляющей.
При сохранении общей канвы сюжета и исполнительницы главной роли спектакль, который поедет в Японию, совершенно новая версия эпического сказания о деве-воительнице, созданная режиссером с учетом особенностей площадки, где его предстоит показывать. Театр но — это в первую очередь театр масок и костюмов и лишь потом актерской игры и сценографии. Вековые традиции тщательно оберегаются, в том числе от проникновения технического прогресса, достижения которого активно использует современный театр. Даже здание театра в виде старинной буддистской пагоды целиком упрятано под крышу огромного культурного центра, расположенного в историческом парковом комплексе, куда на культовые и ритуальные мероприятия съезжаются более 300 тысяч японцев. Выступление Театра Олонхо перед японской публикой — не только большая честь, но и серьезное испытание.

В обновленном спектакле новый состав актеров: костяк труппы составляют молодые актеры — недавние выпускники Арктического государственного института искусств и культуры, которых Андрей Саввич и Степанида Ильинична специально готовили для работы в Театре Олонхо. Поездка в Японию — их первое «боевое крещение».

А в сентябре их уже ждут Франция и Китай — гастроли Театра Олонхо пройдут в Париже и нескольких французских городах в рамках года «Франция—Россия-2010», а сразу за этим событием театр станет участником культурной программы Республики Саха (Якутия) в российском павильоне на Всемирной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае, где, если повезет, их игру смогут увидеть Дмитрий Медведев и Ху Цзин-тао. Там же будет представлен и большой проект создания в Якутске Международного культурного центра «Земля Олонхо».
По мнению Андрея Борисова, те­атр, возникший на основе эпоса Олонхо, — совершенно новая театральная эстетика — достижение XXI века, поскольку за прошедшее столетие ни одной новой театральной системы не возникло. Об этом говорит тот факт, что русский театр добивался мирового признания почти семьдесят лет, а Театр Олонхо вышел на мировой уровень всего за два года существования. Ссылаясь на высказывание одного маститого российского театрального критика, Андрей Саввич назвал Олонхо психотропным оружием, обладающим огромным зарядом особой эзотерической энергии, которая действует на людей даже в тех случаях, когда за исполнение эпоса берутся не профессиональные артисты, а школьники или студенты — несмотря на наивную игру, примитивные декорации и самодельные костюмы, в финале у зрителей обязательно во­никают чувство радости и положительные эмоции, вызванные победой добра над злом.

Александр Ксанф