КУДА Ж ИМ ПЛЫТЬ?

Второй Молодежный фестиваль «Будущее театральной России» (БТР)

Молодежный театральный фестиваль подобен юношеской любви где каждый спектакль — «удивленья мгновенная дань» Эта мгновенность напряжения воль и усилий, собранности и концентрации энергии, рывка в потенциальное новое творческое пространство чувствовалась на протяжении всего фестиваля дипломных спектаклей «БТР». Фестивалей, подобных по масштабу, охвату школ, проблем, направлений, когда в течение недели можно получить представление о движении фактически всей российской театральной провинции, соединения в одном пространстве театральных столичных и провинциальных школ, более нище не существует. Совместный проект Российского академического театра драмы имени Федора Волкова и Ярославского театрального института — это не только репрезентативный театральный съезд молодых сил. Крепкий союз растущего творчески театра и уверенно заявившего о себе в театральной России вуза — попытка найти объединяющие скрепы в разноголосице учебного процесса, в процессе воспитания нового актерского поколения. Этот проект важен и необходим и потому, что сегодня понятие театральной (и не только театральной, а общекультурной, общегуманитарной) школы стремительно стирается.

На фестивале были представлены свыше 20 театральных вузов и училищ, 26 спектаклей, проведены десятки мастер-классов и класс-концертов, состоялись выставка молодых сценографов, выпуски-молнии студентами-театроведами журнала «Отсебятина»

Географический диапазон: от Дальнего Востока и Севера, Сибири — Иркутска Омска, Новосибирска, Красноярска, Урала — Екатеринбург; до Поволжья — Казань, Саратов, Самара, Нижний Новгород. Диапазон жанровый — спектакли кукольные и драматические, музыкальные, драмы, комедии, водевили, трагифарсы, сказки для детей и даже оперетта. Репертуарные предпочтения — русская классика: Пушкин, Островский, Тургенев, Достоевский, Чехов, Горький. Драматургия XX века — Брехт, Пристли, Вампилов, Дударев, проза Шукшина.

Прагматический аспект фестиваля – двойная заинтересованность сторон. С одной стороны, руководителей театров – в обновлении трупп, с другой — выпускников с их проблемами трудоустройства. В отличие от столичных выпускников питомцы провинциальных вузов охотно принимают приглашения в театры России. В кулуарах фестиваля много знакомых лиц — директоров и худруков российских театров. Студентов смотрели также кастинг-директора кинокомпаний, экс­перты оргкомитета премии СТД имени Михаила Царева В ходе фестиваля многие выпускники получили приглашения на работу, обсуждались проекты гастрольных показов ряда дипломных спектаклей в регионах России.

Фестиваль обозначил две стержневые темы, играющие ключевую роль в жизни будущего российского тетра. Первая из них — тема Школы, с колебаниями и взаимопроникновениями ее вечных смыслов — между учением и театральным направлением. Вторая — проблема назначения художника в высоком смысле слова, движения к цели, обеспечивающей динамику восхождения личности, — от студенческой колыбели первого курса к человеку будущего.

Президент фестиваля, ректор Школы-студии МХАТа Анатолий Смелянский в своей вступительной лекции в качестве постановки задачи избрал пушкинскую строку: «Куда ж нам плыть?» Многие обманулись, понадеявшись, что президент фестиваля с заветной путеводной картой в руках, наконец, укажет, направление. Смелянский не собирался давать готовые рецепты. Он говорил о том, что тревожит в молодом поколении, вступающем на театральную стезю. О «тьме египетской» и бескультурье, ставших настоящей бедой Российского государства Приходят абитуриенты, «которые не видят и не слышат, живут в сем мире, как впотьмах? Вуз, театральная школа, по Смелянскому, для каждого из студентов — это «вызов из темноты? Именно школа и великие подвижники- педагоги, мастера дают своим питомцам шанс преодолеть темный коридор. Класс-концерт студентов Школы-студии МХАТа неслучайно был назван «Черный квадрат1; Студенты весело расставались как можно преодолеть «черный квадрат» духовной пустоты.
На вопрос: «Куда ж нам плыть?»- участники фестиваля отвечали своими спектаклями. Молодые якуты, выпускники Арктического института искусств и культуры, играли горьковских «Мещан» в одном спектакле вместе со своим педагогом Ефимом Степановым (представшим в роли жесткого и трагического семейного диктатора Бессеменова). Спектакль шел на якутском языке без синхронного перевода. Зрелище было столь захватывающим, что проблема языка просто не ощущалась, интенсивное внутреннее действие объединяло публику и участников спектакля в настойчивом искании истины.

Неожиданный аспект фестиваля — попытка освоения больших драматических фор, претензии на создание спектаклей «большого стиля» охватывающих огромный период истории. В афише фестиваля были представлены «Время и семья Конвей» Дж.Пристпи (Нижний Новгород), «Дети Ванюшина» (Екатеринбург), «Село Степанчиково и его обитатели» (Красноярск). Разумеется, сценические исследования причин разрушения семейных и личных связей, распада дома и личности важны, и все-таки спектакль большой формы как учебный материал — проблема для обсуждения.

Фестиваль показал, что обращение к малым формам, насыщенным и решенным психологически, философски и пластически, вероятно, предпочтительнее в качестве именно учебных работ на студенческом фестивале.

Событием фестиваля стали спектакли мастерской профессора Александра Кузина (Ярославль). Пластическая, вокальная, действенная и игровая природа спектаклей «Дульсинея Тобосская» А, Володина, «Дембельский поезд» А. Архипова, «Ой, лю-ли, лю-ли» Н.Коляды отмечена на многих театральных фестивалях России. О спектаклях этого курса театральная Россия узнала задолго до БТР. Неслучайно закрытие фестиваля было доверено именно кузинцам с триумфальным успехом оперетты И.Кальмана «Сильва» которую дипломники драматического курса успешно играют на большой сцене Волковского театра вот уже полгода, покоряя синтезом вокальной культуры, пластики и драматического действия, главный режиссер Волковского театра Сергей Пускепалис назвал эту «Сильву» буквально затопившую зрительный зал фонтанирующей энергетикой, «триумфом жизни? Особым вниманием участников фестиваля был отмечен спектакль Уфимской академии искусств имени З.Исмагилова «Пскороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева, поставленный студенткой режиссерского курса Инной Шевцовой. Синтезом пластического и психологического решения привлек «Станционный смотритель» Пушкина студентов режис­серского курса РАТИ-ГИТИСа Олега Кудряшова (режиссер Кирилл Вытоптов).

Положение о фестивале предусматривает обязательную итоговую творческую конференцию. К сожалению, второй год фестиваль обходится без конференции и обсуждений учебных работ. И президент фестиваля подчеркивает необходимость обсуждений. Дается, что в качестве капитана и штурмана фестивального корабля Анатолий Смелянский должен направлять его курс и не сходить с мостика за время пути. Объединить пространство фестиваля могла бы и проблемная тема из сферы театральной педагогики.
На одном из класс-концертов фестиваля студенты мастерской профессора Александра Кузина показывали этюды, рожденные их фантазией еще на первом курсе. Вот неподвижная спеленутая куколка постепенно сбрасывает с себя тугие младенческие оболочки и, превращаясь в прекрасную бабочку, обретает невероятную свободу полета. Следующий этюд назывался «Лист’! Как пытался удержаться на стволе жизни этот трепещущий листик1 Совсем недавно он был беззаботен и весел, и вот тоже отправлялся в свободный полет но то была участь отпадшего и опавшего листа, гонимого всеми ветрами на свете. Так выпускники пытались рассказать о самих себе, о собственных тревогах, сомнениях и ожиданиях. Что их ждет в пути?

Фестиваль стал авторитетным ориентиром. Он доказал, что в будущее театральной России можно не только верить. Оно у нее есть.

Маргарита Ваняшова