МАРИАННА ЛУКИНА. РОЖДЕНИЕ СТИЛЯ

Михаил Васильевич Лукин не мог предполагать, что его младшая дочь пойдет по его стопам и выберет непростой путь художника. А ведь девочка с детства мечтала стать оперной певицей. На домашней радиоле часами слушала музыку, а на проигрывателе пластинок любимую «Кармен». Поступив в музыкальную школу на класс виолончели, девочка сразу стала делать успехи. Она с радостью бежала на практические занятия, но теорию  сольфеджио  вместе с его строгим учителем изначально не восприняла. Однажды в обычной по тем временам давке городского автобуса гриф виолончели сломали. Это печальное событие стало для впечатлительного подростка знаковым  в ее музыкальном пути произошел надлом. Класс виолончели был заброшен, а любимым учителям осталось сожалеть о поступке ученицы.

Когда в Якутском университете стали устраиваться детские творческие конкурсы, мама Марианны стала относить туда ее рисунки. Они получались удачными и получали хорошие отзывы. Поняв, что дочке многое передалось от отца, после восьмого класса мама решила отдать ее в художественное училище. Марианну отвели к художнику и педагогу Леониду Александровичу Киму, директору художественной школы, который согласился дать уроки и подготовить ее к поступлению. Но предварительно художник решил проверить задатки ученицы: он выстроил перед ней сложную композицию из предметов. Сейчас Марианна Михайловна признается, что вряд ли бы предложила подобную в виде учебного задания своим студентам.

Но тогда испытание прошло великолепно. Леонид Ким был очень рад способностям дочки Михаила Лукина. Он расхваливал ее натюрморт и повторял: «И походка у тебя, как у отца!» Девочка-подросток смущалась и думала: «Неужели у меня мужская походка?»
Сегодня Марианна Михайловна работает преподавателем в Арктическом государственном институте культуры и искусств. По ее мнению, кругозор современного художника, его начитанность, любознательность, знание истории  обязательные атрибуты современного молодого человека, желающего связать себя с искусством:

Ибо что мы можем сделать нового, если не будем знать то, что сделано до нас! А ведь родители часто сетуют на то, что их ребенок поступает именно на художественное отделение, потому что не имеет никаких особенных склонностей к естественным наукам, математике. А ведь художник  это человек разносторонний и талантливый буквально во всем. Стоит вспомнить биографии художников прошлого.

Широкая эрудиция помогает в поиске собственного стиля. Это качество являлось важным для любого художника. Поначалу можно кому-то подражать, использовать те или иные готовые приемы. Но известно, что историю изобразительной эстетики писали именно те, кому удавалось сделать новые пластические открытия, а зрителю удавалось увидеть тот мир, о котором, в принципе, он догадывался, но явно увидеть мог лишь в картинах конкретного первооткрывателя, самостоятельно научившегося «ходить по воде». Самопознающая идея расцветала всем богатством цвета, объема, формы в подобных открытиях, лежащих внутри самого художника.

Его внутренний мир являлся полем борьбы самопознающей идеи с косностью готовых шаблонов принятых даром, извне.
Лукина и сегодня находится в поиске форм, цветового ряда, пытаясь более совершенно выразить то, что рождается у нее в сознании. За творческую карьеру она наработала достаточно широкий диапазон, в котором всегда проступают всплески оригинальных пластических идей.

Когда я спросил, какие художники или их работы ей больше всего нравятся, у нашей героини не нашлось однозначного ответа. Поразмыслив, она сказала, что таковых много. Но потом заговорила о Яне Вермеере. С его произведениями она встретилась в 1984 г.  в тот год в Москве выставлялась экспозиция Дрезденской галереи.

Перед работой «Девушка, читающая письмо перед окном» можно задержаться надолго… (вспомнив чтото, добавила) Например, тот автопортрет («Автопортрет в роскошном убранстве от Лукаса Кранаха». Прим. авт.) навеян именно работами старых мастеров.
Марианну Лукину, как и многих северных художников, поражает факт высокого классицизма, достигнутого старыми якутскими мастерами, которые, по сути, были самоучками в законах эстетики. Даже современные подражательные чороны выдают свою долю нелепости и китча, говорит Марианна. Завороженность темой старинной посуды вылилась в ряд натюрмортов, в которых художница пыталась донести средствами живописи неуловимый высокий стиль мастеров прошлого. Современные лубочные картинки с национальной посудой, специально сделанные на продажу и переложенные на холст, теряют свой первозданный шарм. А удачные эксперименты с проникновением в старину, подчас приводят к таким тонко прочувствованным произведениям.

Училась Лукина в стенах известной школы  Московском художественном институте имени В.И.Сурикова, кстати,  альма-матер и её папы. Поступила она туда после окончания Московского художественного училища, предварительно переведясь из ЯХУ. На третьем курсе института, когда надо было выбрать специализацию, попросилась в мастерскую Таира Салахова. Выбор у молодых художников небольшим, при этом многие стремились попасть именно к нему, так как он был единственным, у кого можно было выбрать «свободную тему», когда всем остальным на курсе спускались какие-нибудь «Комсомольцы на БАМе»». Все знали, что Салахов уважал художественную свободу учеников, ездил по миру и знал представителей поп-арта, та как Уорхол и Раушенберг. К слову сказать, признанно считают одним из родоначальников и творческим продолжателем нашего советского «суров стиля», наряду с Павлом Никоновым, Николаем Андроновым и другими.

Хороший профессиональный задел суриковки и незримые нити школы вплелись в некоторые работы художницы. Несмотря на широкой диапазон стилей, у нее возникает выделяющийся стилистический императив, назовем его «нео-суровость Лукиной». Стиль работ характеризуется наличием нескольких фрагментов, с символической подчеркнутостью немногочисленных предметов, лаконичностью и сдержанностью цветового ряда. Там преобладают пастельные тона, легкий туман и общее медитативное спокойствие.

Художницу всегда незримыми нитями связывали теплые отношения с отцом. Дом был наполнен его большими картинами, посвященными людям Севера, Марианна помнит, что спала под картиной «Встреча в пути». На каком-то этапе впитанные с детства впечатления отца выразились в некоторых ее собственных введениях. Она говорит, что «побывала» на нашем Севере, а гидом стали глаза папы, который смог своим этюдным материалом создать дочке полное виртуальное путешествие в край ездовых собак, ей и суровых, но гостеприимных людей. Именно влиянием его картин создан диптих «Девушка Се»(1989), «Танец» (1991).

Если композитор может слышать свои мелодии, художник часто видит свои будущие работы. Хорошо бы сделать так! В голове завертится определенный образ Потом покупается; холст, делается подрамник, подготавливается грунт одним словом, уходит определенное время. Может случиться, что образы за это время просто растают в суете дней, и картина не родится.

Работа «Светящаяся в танце» (1992) пришла художнице во время сна, и она успела ее материализовать.

Лукину всегда привлекали работы больших размеров. Салаховская студия разительно отличалась своими размерами, и в ней приветствовалось творение крупного масштаба. Может, поэтому Лукину с тех времен стала привлекать роспись больших пространств, к тому же, это дело остается одним из лучших вариантов приложения своих умений с целью дополнительного заработка. К сожалению, продажа картин в нашем небольшом городе еще не достигла достойного уровня в силу ряда причин  миниатюрного рынка сбыта, неподготовленности публики и просто пока отсутствующими традициями вложения капитала в искусство.

Нет предела совершенству. Прошедшей весной Марианна Лукина побывала на трехмесячной стажировке в родной Суриковке, оттачивая мастерство и продвигаясь дальше в поисках собственного неповторимого стиля.

Художник  существо, желающее не только признания, значительных доходов от продаж своих работ, но прежде стремящееся выразить свои мысли и чувства линиями и цветом. Если ты научился технично сочетать эти два компонента на плоскости, это еще не означает, что созданная пространственно-цветовая конструкция сможет точно передать внутреннее течение мысли. Необходимо найти тот единственный вариант, близкий тебе по духу, являющийся собственно духом в обличье. Это называется стилем, о котором наша героиня говорит так: «Стиль — многозначная вещь, и она сама производит какие-то эффекты … Производит такие эффекты, которые стихийным, естественным путем не могли бы рождаться …»

Пожелаем каждому найти свой неповотримый стиль!

Алексей ПУДОВ, доцент ЯГСХА