КОРАБЕЛ, ОРУЖЕЙНИК, АРТИСТ…

Народный артист РС(Я), лауреат Государственной премии СССР Герасим Васильев. Спектакли с его участием — это золотой фонд якутского театрального искусства: «Ханидуо и Халерхаа», «Дорогунов Николай — дитя человеческое», «Сновидение Шамана»… В спектаклях «Кыыс Дэбилийэ» и «Туйаарыма Куо» Герасим Семенович работал вместе с Андреем Борисовым в качестве режиссера. Сам поставил на сцене Саха театра спектакли «Лоскут и Нюргусун» и «Северный цветок».

Но мексиканцы, американцы и скандинавы, а также зрители по всему Советскому Союзу, от Грузии до Дальнего Востока помнят его по роли Мылгуна в «Желанном береге…»

Исполнитель роли Мылгуна Герасим Васильев «сел в лодку» первым из всей четверки.

На дворе был 1971 год, ни о каком «Пегом псе», ни о «Желанном береге» речи, понятно, пока не шло, но лодка уже появилась, и управлял ею Андрей Борисов.

Они учились тогда на 2-м курсе Щепкинского училища. Гера Васильев задумал этюд «Рыбак» и подошел к его подготовке со всей серьезностью (как, впрочем, ко всему, что он делал): собственноручно изготовил деревянный каркас, обтянул тканью и снабдил эту конструкцию целой системой колесиков и веревок разной длины, с помощью которых его лодка могла, когда надо, легко скользить по воображаемому озеру, а могла двигаться рывками, подчиняясь воле «гребца».

Бразды правления этим «плавсредством» взял в свои руки Андрей. По причине своей нетипичной для якута внешности он в студенческих постановках чаще всего оказывался «за кадром» исполняя функции шумовика. звуковика, электрика, благодаря чему освоил всю эту закулисную рабочую кухню во время учебы в «Щепке» лучше, чем кто бы то ни было. Как ему это пригодилось впоследствии во время работы над дипломным спектаклем! А Герасим Васильев десять лет спустя после той «рыбацкой истории» снова занялся изготовлением лодки — на сей раз нивхского каяка.

Это было уже после премьеры  «Желанного берега». Изготовленный в столярном цехе каяк был добротный, крепкий, длиной в пять метров, хоть сейчас на нем в настоящее плавание отправляйся. За неимением металлического троса его пришлось подвешивать на четырех пеньковых канатах, и то всех поначалу одолевали сомнения — выдержат или нет.

Перед поездкой в Хабаровск на фестиваль «Героическое покорение Сибири и Дальнего Востока» всем стало ясно: такую махину в самолет не погрузишь. Тогда художник-постановщик Геннадий Сотников спросил: «А нельзя ли сделать лодку разборной?»

Задача архисложная, учитывая то, что конструкция должна была не только легко разбираться-собираться, но и «нести» вес четверых мужчин, которые, сидя в каяке, на протяжении спектакля совершали множество различных действий (и резких движений в том числе).

Под началом Герасима Васильева за три ночи он был изготовлен. Детали крепились на 80 болтах и собирались в единое целое за 45 минут.

До сих пор Герасим Семенович помнит слова Андрея Борисова: «На этой лодке мы «поплывем» через всю Азию и Европу до самого Парижа!» Так оно и случилось — с той лишь разницей, что достигли они не только Парижа, но и обеих Америк.

Что же касается Герасима Васильева, то свою квалификацию «корабела» он еще раз подтвердил на праздновании 200-летия Пушкина, когда сладил бот, за штурвал которого встал Андрей Борисов в образе Петра Великого. Бог любит троицу! А начиналось все с макета лодки «на роликовом ходу» в Щепкинском училище… Однако вернемся к «Желанному берегу».

Герасим Семенович вспоминает о тех репетициях: «Кровь, пот, нервы, энергия всей команды слились воедино. Мы искренне болели за свой спектакль, каждый думал: «Что я еще могу сделать для него?»

Не удовлетворившись бутафорским оружием, Герасим Васильев сходил в краеведческий музей, по образцу и подобию хранящегося там винчестера сделал из подручного материала (в ход пошел даже механизм сломанной счетной машинки!) «восьмизарядное» ружье на пистонах, которое не отличить от настоящего. Оно служит верой и правдой до сих пор.

И до сих пор невозможно забыть сцену предсмертного буйства Мылгуна…

Ему, если вдуматься, приходится едва ли не тяжелее всех. Старый мудрый Орган уходит к Великой Рыбе-женщине; могучий немногословный Эмрайин жертвует собой ради сына. А Мылгун? Он не верит в Рыбу-женщину, и нет у него сыновей. Но мечта — упрямая, отчаянная мечта о сыне — жила в его душе долгие годы, и чем очевиднее становилась с годами невозможность познать счастье отцовства, тем упрямей и отчаяннее он мечтал об этом. А Великий туман отнял у него даже эту надежду.

Мрак вокруг. Пустота. Пустота и тьма. И в последней схватке с судьбой Мылгун посылает богу ветров и всем прочим богам такие проклятья, от которых кровь стынет в жилах. А потом уходит, оставляя последние капли воды чужому сыну. Чужому? Теперь и его сыну тоже, ибо, жертвуя собой ради этого мальчика, он в смерти обретает то, к чему так яростно стремился в жизни, — наследника. Наследника, что сохранит память о нем и сложит песню, которую будут передавать из уст в уста, из века в век.

«В каждом человеке есть темное и светлое начала, — говорит Герасим Васильев. — В душе у каждого вечно идет борьба добра со злом. И только от нас самих зависит, какая сторона — темная или светлая возьмет верх в этой борьбе. Что же касается ролей… Зрителю интересно следить только за тем героем, которому есть, с чем в себе бороться, есть, что в себе побеждать…»
23 июня 2007 года на праздновании 25-летия «Желанного берега» и «рождении» обновленного спектакля Герасим Васильев передал свою роль Иннокентию Луковцеву. И новый каяк, отправившийся в большое плавание, тоже его рук дело.
«Ты слышишь, ты понимаешь, брат мой каяк? Я люблю тебя и верю тебе, брат мой каяк. Ть1 знаешь язык моря, ты знаешь повадки волн, в том твоя сила. Ты достойный каяк, ты большой каяк, ты приносишь удачу нам…»

Поздравляя Герасима Семеновича с 60-летием, мы желаем ему новых свершений и новых ролей, ведь для актера это главное!

Кюннэй Еремеева