ВО ВЛАДИВОСТОКЕ – ЦАРИЦА НОЧИ, ЛАБОРАТОРИЯ МУЗЫКИ — В СОЧИ…

Поводом для встречи руководства Государственного театра оперы и балета им. Д.К.Сивцева-Суорона Омоллоона с представителями средств массовой информации стали три важных события, открывающие большие перспективы для творческого развития, налаживания связей, в том числе международных, а также для расширения репертуара театра.

Получив персональное приглашение Генерального консула ФРГ во Владивостоке Гудрун Штайнаккер, ведущая солистка оперы, народная артистка России Альбина Борисова присутствовала в качестве почетного гостя на премьере « Волшебной флейты» Моцарта, посталенной на сцене Большого зала Приморской краевой филармонии в рамках большого российско-германского проекта. Наша российско-германского проекта. Наша признанная Царица ночи по достоинству оценила мастерство своей немецкой коллеги – солистки Государственной оперы города Штутгарта Катрионы Смит, отметила оригинальность постановки и умение режиссера минимальными средствами добиваться максимальной выразительности.

По словам Альбины Михайловны, Якутский оперный театр знают и ценят не только в Приморье, германский продюсер проекта выразил желание приехать в Якутск, чтобы познакомиться  с репертуаром ГТОиБ и оценить возможности оперной и балетной труппы театра для возможных совместных постановок.

Международные проекты такого уровня требуют длительной подготовки и немалых капиталовложений, что в условиях финансового кризиса особенно проблематично. Но, как говорят китайцы, дорога в тысячу ли начинается с одного шага. Превый шаг сделан-личный контакт установлен, есть серьезный взаимный интерес, будем надеяться, что бросок на Восток перерастет со временем в долгосрочное и плодотворное сотрудничество с Западом. Но и ближайших соседей забывать не следует, особенно в свете предстоящего саммита стран Азиатско-Тихоокеанского региона, который пройдет во Владивостоке в 2013 году. Наш ГТОиБ, единственный театр оперы и балета в Дальневосточном федеральном округе, обладатель «Золотой маски», мог бы достойно представить регион в культурной программе форума.

Небольшой, но представительный десант в составе заместителя директора ГТОиБ Маргариты Васильевой, главного режиссера Прокопия Неустроева  и главного балетмейстера Марии Сайдыкуловой в то же время побывал в будущей столице Белой Олимпиады городе Сочи, где проходила организованная Союзом театральных деятелей РФ лаборатория «Музыкальные театры в XXI веке», на которой люди театра получили возможность встретиться с композиторами, либреттистами т театральными критиками, познакомиться со свежеиспеченными операми и балетами, еще не получившими сценического воплощения.

В Год молодежи на этой своеобразной творческой ярмарке преобладали произведения для детей и юношества. В лаборатории по традиции принимала участие талантливая молодежь, но были и маститые композиторы — хорошо знакомый нам Владимир Кобекин, автор музыки к «Александру Македонскому» и «Кудансе Великому», Александр Смелков, написавший музыку к «Братьям Карамазовым» для Мариинского театра, и Александр Журбин, успешно сочетающий в своем творчестве серьезную музыку и эстраду. Смелков передал якутскому театру партитуры своих одноактных опер по мотивам двух повестей А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и «Встрел» , а Журбин выразил желание ехать в Якутск поработать с нашими музыкантами.

Но главным результатом поездки стало предложение поставить на нашей сцене балет для самых маленьких «Мой – додыр». Сказка Чуковского в хореографической транскрипции в прошлом году победила в конкурсе детских музыкальных спектаклей, получила фант Союза театральных деятелей и ждала постановки на сцене Большого театра. Но в связи со сменой художественного руководства и уходом Алексея Ратманского проект остался нереализованным. Осиротевшего «начальника умывальников и мочалок командира» руководитель секции музыкальных театров СТД РФ Алексей Садовский предложил приютить якутскому театру. Предложение лестное и почетное, а главное, подкрепленное финансово — на постановку уже выделены 600 тысяч рублей. В условиях высочайшего запрета на новые постановки это большое подспорье, да и пора уже обновлять детский репертуар. Кстати, директор театра Гаврил Местников особо подчеркнул на пресс-конференции, что ни одного рубля из бюджетных средств на поездки потрачено не было — все за счет внутренних резервов и спонсорской помощи.

Гаврил Гаврилович тоже дома не сидел, а ездил укреплять связи с братскими монгольским и бурятским народа — в Улан-Батор и Улан-Удэ. Ассоциация оперных театров Азии и Сибири, созданная 1993 году в столице Монголии для взаимовыгодного обмена солистами, музыкантам и  целыми постановками, чтобы, помогая друг другу, сообща выживать в лихие годы постперестроечной разрухи, возобновляет свою деятельность, поскольку снова оказалась востребованной.

Монголия сейчас тоже переживает большие перемены, политическая жизнь бурлит, а культурная проходит под знаком юбилея Национального симфонического оркестра. Монгольский оперный театр открыл сезон и готов принять артистов из Якутии. Директор Якутского ГТОиБ мечтает увидеть на своей сцене спектакль «Кочевники», который произвел на него огромное впечатление. Чем ближе к Якутску подходит железная дорога, тем реальнее становятся эти мечты и планы.

Среди крупных проектов ассоциации проведение большого фестиваля музыкальных театров в столице Бурятии Улан-Удэ, где в 2011 году откроется после реконструкции здание оперного театра, оборудованное по последнему слову техники. А вот вопрос, когда наш ГТОиБ справит новоселье, пока остается без ответа.

Александр КСАНФ