ОТ САЙСАРСКОЙ КАЛИТКИ ДО ГОЛЛАНДСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

Искусствоведы любят разводить художников по поколениям, видимо, так проще проводить обобщения, замораживать непрерывно текущий поток времени и пилить его на куски, называемые периодами. Живопись Марианны Лукиной плохо поддается обобщениям и периодизации.

Известный художник, чьи картины давно стали достоянием фондов Национального художественного музея РС(Я) и украшением частных коллекций в России и за ее пределами, педагог, открывший дорогу в профессию нескольким десяткам будущих мастеров кисти, участник всех крупных республиканских и региональных выставок, в то же время редко удостаивается внимания прессы. Человек скромный, немногословный, предпочитающий тень и раздумчивую тишину яркому свету юпитеров и рекламной шумихе, свой внутренний мир она переносит на холсты, и внимательный зритель может прочесть в картинах Марианны Лукиной и биографию художника , и историю ее творческих поисков, догадаться о страстях и пристрастиях.

Лукина – художник интеллектуальный, в ее произведениях за образом всегда прячется мысль, иногда намеренно недосказанная, оставляющая зрителю право самому пройти по цепочке ассоциаций к мерцающей лампадке художественной правды. Такова, например, « Бессоница» — картина удивительная по своему эмоциональному воздействию, рожденная самой жизнью. Из окна автобуса Марианна увидела в остановившемся рядом «УАЗике» лежащего на сиденье старика в телогрейке и шапке-ушанке. Их взгляды встретились, и случайность стала артефактом.

Стили и манеры письма в художественном арсенале Марианны Лукиной самые разные — от почти фотографического копирования предметов в натюрмортах и жесткого реализма в портретах до импрессионистского буйства красок в «Иван-чае» и размытых полуабстрактных цветовых пятен, к которым художник прибегает, когда обращает взгляд к национальной тематике – сюжетам из народной жизни, легендам и символам. Таковы, например, люди-облака, встречающие гостей с чоронами, полными кумыса.

Поводом для этой статьи стала персональная выставка Лукиной, открывшаяся в пятницу в Арктическом государственном институте искусства и культуры, Марианна Михайловна давно и успешно преподает на факультете изобразительного искусства . Назвать эту выставку персональной можно лишь с большой натяжкой, небольшая экспозиция, естественно, не могла вместить все работы художника , но наиболее значимые, вернее, наиболее характерные для разных этапов ее творчества и стилистических поисков здесь представлены. Центральное место занимают два автопортрета – «Калитка» и «Автопортрет в манере Лукаса Кранаха». На одном – робкая девочка, выглядывающая из калитки старого дома в Сайсарах, где Марианна провела детство , на другом – знатная дама в костюме эпохи Северного Возрождения, уверенная и величественная.

Кроме чисто рабочего предназначения выставки – подобные вернисажи-отчеты время от времени устраивают все преподаватели АГИИК – есть у нее и важные подоплеки. Марианна Михайловна посвятила выставку памяти своего отца – известного якутского художника и подвижника Михаила Лукина, рано ушедшего из жизни, которому 5 декабря исполнилось бы 80 лет. А недавно Марианне Лукиной было присвоено высокое звание заслуженного деятеля искусств РС(Я). С чем мы ее искренне поздравляем!

Александр КСАНФ