О, МУЗЫКА! ДЫХАНИЕ НЕБЕС…

Строчка из стихотворения классика якутской литературы Семена Данилова стала эпиграфом и отражением настроения концерта, состоявшегося на сцене Саха театра во время празднования Международного дня музыки, который в этом году вышел далеко за рамки даты, отмечаемой в узком профессиональном кругу.

Концерт назывался «Двадцать музыкальных приношений» и был посвящен 20-летию газеты «Музыкальное обозрение». Он стал частью обширной всероссийской музыкальной акции, в которой, только по официальным данным, приняли участие более четырех тысяч исполнителей, а число «20» обыгрывалось на разные лады. Питерские музыканты исполняли сочинения композиторов разных стран под номером 20, в Москве двадцатилетние музыканты играли музыку, написанную двадцатилетним Моцартом, а в Алдане Государственный оркестр Якутии дал концерт под названием «20 лет вместе».

У главного музыкального издания страны с республикой давние связи — в газете регулярно появляются статьи об интересных музыкальных событиях и талантливых коллективах Якутии. В этом году в газете широко освещалось участие Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона в фестивале «Золотая маска». Оперный спектакль «Александр Македонский», удостоенный национальной  театральной премии, получил высокую оценку критиков на страницах «Музыкального обозрения». Главный редактор газеты Андрей Устинов — бессменный член жюри Международного конкурса «Скрипка Севера» и участник фестиваля «Ария Севера».
Хмурая погода и холодный моросящий дождик не помешали заполнить уютный зал Саха театра, и, что особенно отрадно, подавляющее большинство зрителей составляла молодежь. Среди исполнителей тоже было много молодых и юных — студенты АГИИК, Высшей школы музыки, Якутского музыкального колледжа, учащиеся Колледжа культуры и искусств и хореографического училища.

Концерт начался с выступления трио хомусистов из Якутского музыкального колледжа, исполнивших импровизацию «Пробуждение природы». Честно говоря, весеннего настроения их музыка не навеяла, зато оркестр народных инструментов АГИИК под управлением Николая Пикутского настолько живо и солнечно сыграл увертюру к опере Моцарта «Свадьба Фигаро», что на душе сразу стало теплее. Приятной неожиданностью стал следующий номер программы — студент 4 курса вокального отделения Якутского музыкального колледжа Артем Михайлов сочным басом исполнил песню Захара Степанова «Это Лена». Глядя на стройную юношескую фигуру, трудно заподозрить столь мощные вокальные данные.

Музыкальный привет с берегов Лены берегам Ла-Платы прозвучал в томном и чувственном аргентинском танго Пьяццоллы, которое мастерски исполнил на баяне преподаватель ЯМК и АГИИК Андрей Псарев в сопровождении оркестра Николая Пикутского.
Сводное инструментальное трио ЯМК и ВШМ из двух флейт и фортепьяно в составе Ирины Слепцовой, Вячеслава Воронина и Лиры Кулаковской рассказало красивую романтичную сказку -может, историю Золушки, а может  быть, Эльзы из «Диких лебедей» Андерсена.

Незамысловатую, но очень красивую мелодию с ритмическими пиццикато старательно вывел ансамбль юных виолончелистов из ВШМ. На этом фоне готическая рапсодия для альта в исполнении Андрея Дедюкина выглядела несколько мрачновато. А потом семь флейтистов — учащихся ВШМ погрузили слушателей в атмосферу декаданса, которой пропитана красивая музыка Евгения Доги к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь». Светлой грустью повеяло от игры на домре студентки 4-го курса ЯМК Татьяны Кривошей, исполнявшей вариации на тему русской народной песни «На Муромской дорожке…» из сюиты «Старогородские мотивы» Александра Цыганкова.

Особым успехом у зрителей пользовались хореографические номера, как в классическом стиле  — в исполнении студентов Якутского хореографического училища, так и национальные — в исполнении ансамбля «Оркон».

Вокальный ансамбль Колледжа культуры и искусств под руководством Светланы и Егора Неустроевых с комсомольским задором спел песню «Чол олох», вот только движения у ребят были какие-то старомодные, нынче гораздо лучше смотрелся бы верхний брейк.
Последней яркой краской в пестрой палитре концерта стало выступление оркестра Национального театра танца под управлением Николая Петрова, исполнившего две сюиты из балетов якутских композиторов -«Атыыр Мунха» Николая Берестова с удивительно красивой третьей частью и «Бохсуруйуу» Владимира Ксенофонтова — музыку мощную, авангардную.

Александр Ксанф