СЕМЬ НОТ – СЕМЬ ЦВЕТОВ РАДУГИ

Второй    конкурс исполнителей-инструменталистов им. М.Н. Жиркова «Радуга Севера», проходивший недавно в Алдане и посвященный 30-летию Союза композиторов Якутии, с этого года по праву обрел статус межрегионального, поскольку стал крупным событием в музыкальной жизни не только республики, но и всего Дальневосточного региона. В своем поздравлении участникам и организаторам конкурса Полномочный представитель Президента РФ в ДВФО Олег Сафонов отметил значимость этого творческого форума, который объединил все многообразие музыкальных стилей и жанров, и его роль в сохранении традиций и развитии новых тенденций.

Маленький город Алдан, который не на всякой карте России сыщешь, давно и хорошо известен в музыкальных кругах прежде всего потому, что здесь живут и работают талантливые музыканты, восемнадцать лет назад объединившиеся в Государственный концертный оркестр Якутии, ставший лауреатом международного конкурса и объехавший всю страну — от Москвы до самых до окраин, точнее, наоборот. Достаточно вспомнить большое гастрольное турне от Владивостока до Санкт-Петербурга «Золотые звуки Земли Олонхо», посвященное 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. Во многом благодаря тому   уникальному коллективу, а также усилиям и организаторскому таланту его создателя и художественного руководителя, а ныне к заместителя      министра культуры РС(Я), заслуженного деятеля искусств республики Натальи Базалевой стал возможным и этот межрегиональный конкурс на алданской земле.

Конкурс исполнителей, играющих на самых разных музыкальных инструментах — от классических фортепьяно и виолончели до народных -домры и балалайки, проходил в атмосфере фестиваля, большого музыкального праздника, хотя основной его составляющей все-таки был обучающий момент. В оргкомитет поступило более ста заявок на участие от детских музыкальных школ и школ искусств, средних и высших музыкальных учебных заведений Дальневосточного федерального округа. Отборочные туры проходили одновременно в нескольких городах — Алдане, Томмоте, Якутске, Нерюнгри, Мирном и Тынде. В третий тур прошли 23 конкурсанта, которым предстояло нелегкое испытание — выступление перед жюри и публикой в сопровождении оркестра. Здесь снова нужно отдать должное высокому профессионализму музыкантов алданского оркестра, их кропотливому терпению, поскольку за очень короткий срок им пришлось написать более двух десятков аранжировок для самых разных инструментов, а потом чутко и тонко поддерживать юных солистов, ведь для большинства из них это было первое настоящее выступление, можно сказать, крещение искусством. Наверное, именно в этот момент, когда юный солист впервые выходит на большую сцену, видит перед собой глаза зрителей, слышит за спиной дыхание оркестра, и приходит понимание, для чего все эти занятия в учебных классах, оценки преподавателей, появляется осознание правильности выбранного пути. Собственно, в этом, наверное, и есть главное предназначение «Радуги Севера».

Г лавной особенностью Межрегионального конкурса исполнителей-инструменталистов в Алдане является его фестивальный колорит, который выражается в том, что соревнуются музыканты разных специальностей, а жюри оценивает уровень исполнительского мастерства. Конкурс, где состязаются гитара и виолончель, баян и фортепьяно, саксофон и балалайка, домра и скрипка,  явление достаточно редкое, но не уникальное. Как рассказал председатель жюри, народный артист России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, виртуоз-домрист Александр Цыганков, подобный конкурс-фестиваль ежегодно проходит в японском городе Осака. Он был организован в 90-х годах гениальным скрипачом и большим экспериментатором Иегуди Менухиным. Кстати сказать, сам Александр Андреевич в прошлом году стал обладателем главной премии этого престижного фестиваля.

Маэстро Цыганков, которому пресса за музыкальность и виртуозную технику присвоила титул короля русской домры, в общении оказался человеком удивительно открытым и доброжелательным, готовым часами рассказывать о любимом инструменте, большим подвижником и активным пропагандистом музыки, исполняемой на народных инструментах, под управлением Николая Пикутского в КЦ ЯГУ, ставший мощным и одновременно очень трогательным и теплым финальным аккордом или, скорее, эхом Алданского фестиваля.

Профессор Гнесинки высоко оценил уровень исполнительского мастерства участников конкурса «Радуга Севера», где тон задавали учащиеся Высшей школы музыки, Арктического государственного института искусств и культуры и Якутского музыкального колледжа. Обладателем Гран-при I Межрегионального конкурса исполнителей инструменталистов стал юный кларнетист Евгений Богомолов из ВШМ (класс профессора Валерия Беляева).

Как сказала член жюри, заместитель министра культуры РС(Я) Наталья Базалева, традиция проведения музыкальных фестивалей на якутской земле будет продолжена. Следующим важным этапом станет аналогичный конкурс для вокалистов, которую он сам пишет и аранжирует классику. Большим музыкальным событием стал его сольный концерт в сопровождении оркестра народных инструментов АГИИК  под управлением Николая Пикутского в КЦ ЯГУ, ставший мощным и одновременно очень трогательным и теплым финальным аккордом или, скорее, эхом Алданского фестиваля.

Профессор Гнесинки высоко оценил уровень исполнительского мастерства участников конкурса «Радуга Севера», где тон задавали учащиеся Высшей школы музыки, Арктического государственного института искусств и культуры и Якутского музыкального колледжа. Обладателем Гран-при I Межрегионального конкурса исполнителей инструменталистов стал юный кларнетист Евгений Богомолов из ВШМ (класс профессора Валерия Беляева).

Как сказала член жюри, заместитель министра культуры РС(Я) Наталья Базалева, традиция проведения музыкальных фестивалей на якутской земле будет продолжена. Следующим важным этапом станет аналогичный конкурс для вокалистов.

Александр КСАНФ