КРИЗИС. ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА. ТЕАТР

«Когда я вижу такие суперэскизы и супермакеты, мне хочется сказать: введите в этот макет в одну двадцатую живого Джигарханяна и в одну двадцатую живого Плятта, вот тогда я ваш макет приму, да и то с сомнениями… Мне нравится конкретный действенный театр, мне бы хотелось, чтобы меня правильно поняли, — театр безотходной технологии. Минимум материалов, а результат максимальный», — говорил Геннадий Сотников.

Простая, но живая формула современного театра. Супербюджетные спектакли сокращены, на Бродвее идут скидки.
Когда государство резко получает по 7-8% безработных, то, чтобы сохранить хоть какой-то порядок в обществе, надо этих людей развлекать.

Я не хочу выглядеть одним из тех, кто «балаболит» на тему «мировой кризис». Проблема кризиса состоит в том, что он есть, несомненно, раздутый в головах большинства людей. На театр и на искусство он действует как лакмусовая бумажка. Слишком дорогие и коммерческие проекты сбавляют обороты. На этой почве появляются так называемые «бедные театры», и тут формула Сотникова приобретает форму.

Минимум материала возбуждает ту область мозга, которая отвечает за визуализирование образов. На первых курсах в АГИИК мы, режиссеры, пытались вытащить из простой скамейки максимум образов, как оказалось, бесконечных.

Русский театр 1970-х эту формулу применял мастерски. Юрий Любимов с Давидом Боровским на Таганке ставили «А зори здесь тихие», так вот там простые прибитые друг другу доски изображали и грузовик, и баню, и стену. У Гротовского был тип «бедного театра». Экспериментировал он. Коврик, три-четыре человека на нем и ящик, вот и весь театр.

Во время всевозможных депрессий и кризисов искусство, как это ни удивительно, чувствует себя превосходно. Время и барьеры убирают лишнее, оставляя действительно талантливые вещи и людей. Испытание на непоколебимость стремлений.

Верится, что больше моих друзей сокращать не будут. Верится, что мои «Мещане» (студенческий спектакль, — Прим. ред.) не будут этим «лишним». Надеюсь, что на лакмусовой бумажке кризиса будет вырисовываться и театр, живой и простой…

Алексей Амбросьев