Известный тележурналист и педагог, авто книг о Саха театре и Андрее Борисове Валентина Александровна Чусовская, работала в сценарной группе фильма «Тайна Чингисхана» с самого начала.
Якутское театральное искусство обязано ей очень многим. Накануне премьеры фильма и в преддверии праздника 8 марта о ней рассказывает народный артист РС(Я), лауреат Государственных премий СССР и РФ Ефим Николаевич Степанов.
Я впервые увидел Валентину в нашем театре где-то в 1982 году. А в 1986-м, когда начались репетиции спектакля «Алампа… Алампа» об одном из основоположников якутской литературы, драматурге и поэте Анемподисте Софронове, началась наша дружба. Но в те годы о его нелегкой судьбе и лишениях, что выпали на его долю, принято было молчать. Записные книжки Аламлы были «заперты» в архиве, доступа к ним у обычного человека не было. А Валентина, проходя туда по журналистскому удостоверению, изучила там все материалы, имевшие к нему отношение, его записные книжки, сделанные им пометки, все это собственноручно для меня переписывала… Это стало мне большим подспорьем в работе над ролью. Так они и вошли в мою жизнь — Алампа и Валентина…
Тогда в нашем театре работа кипела: то и дело прилетал из Ленинграда Гена Сотников, вот когда они с Валентиной подружились! Оба — люди высочайшей культуры, энциклопедических познаний, истинные представители русской интеллигенции.
Если мне нужен был Гена, я шел искать Валентину, а если Валентина — то Гену, и всегда заставал их в разгар обсуждения какой-нибудь животрепещущей проблемы, имеющей отношение к искусству. Живопись, музыка, литература, им было о чем поговорить друг с другом! Что же до меня, то с тех пор, как я их узнал, они всегда были мне поддержкой и опорой. Теперь Валентина — моя поддержка и опора. С 1992 года, когда я стал преподавать актерское мастерство в республиканском Колледже культуры и искусства, мы работаем в одной связке. Я всегда приглашаю ее на репетиции своих студентов, потому что мне важно знать ее мнение, услышать ее суждения. Сколько дельных советов она дала мне!
А в 2005 году, когда Руслан Тараховский ставил «В защиту прекрасного», для нас с Валентиной словно вернулось то время, когда мы работали над спектаклем «Алампа… Алампа…» Сколько материала о ребятах из якутской студии Ленинградского театрального института набора 1940 года мы «перелопатили»! Среди них был дядя Валентины — самый юный из студийцев Гоша Чуковской, умерший в блокаду. Во время нашей работы над спектаклем Валентина, наверное, впервые так остро осознала свою кровную связь… Гошин однокурсник Георгий Борисов много лет спустя писал в своих воспоминаниях, что по прибытии в Ленинград они побывали в каком-то научно-исследовательском институте и увидели там… первый телевизор! В 1940-м году! На Гошу это произвело необыкновенное впечатление. Валентина, которая около двадцати лет отдала телевидению, заплакала, когда узнала об этом…
В 1989 году она приезжала на мою родину, в Томпо, чтобы снять обо мне телеочерк. Его героями стали мои родные и близкие, моя сестра Домна, которая заменила мне мать, умершую вскоре после моего рождения. Мы доили коров, собирали голубику, а Валентина со своей командой все это снимала, и все никак ие могла поверить нашему тогдашнему изобилию: голубика — ведрами, караси — так целыми мешками! Я тогда с гастролей в Финляндии привез в подарок родственникам сети, о которых вся округа потом долго говорила…
Валентина и на гастроли за пределы республики с нами часто ездила. Работала она всегда добросовестно, увлеченно, таких -преданных своей работе и общему делу людей еще поискать! Во время съемок «Чингис Хаана» она изъездила с нами всю степь — от Тувы до Монголии, от Бурятии до Хакасии и Алтая. Сколько вариантов сценария прошло через ее руки! Через ее душу и сердце… Мы просто не можем без нее обойтись — ни в нашем театре, ни в нашем Арктическом институте.
А в эти праздничные дни я хочу пожелать своему «боевому товарищу» и беспредельно уважаемому мной человеку самого главного — крепкого здоровья!
Кюннэй Еремеева