Не редкость, когда спектакль, оперная или балетная постановка идут на сцене десятилетиями, не претерпевая при этом кардинальных изменений. Случается, что театральное произведение обретает вторую жизнь, когда через длительное время извлекаются на свет пожелтевшие партитуры, восстанавливаются костюмы, вспоминаются мизансцены.
Но есть постановки, которые были сняты с репертуара, вычеркнуты из афиш и погребены в архивах театров. Остались они лишь в памяти тех, кто непосредственно принимал в них участие. Одним из запрещенных в искусстве Якутии стал балет «Абакаяда».
Поставленный в 1983 году на сцене Якутского музыкального театра (ныне — Театр оперы и балета), он шел всего два сезона. После чего, истерзанный критиками, был вычеркнут из репертуара.
От этой постановки. осталось немного: партитура композитора Николая Пейко, либретто Суоруна Омоллоона, отпечатанное на старой машинке и несколько чудом сохранившихся фотографий. Ни видео-, ни аудиозаписи нет.
Поэтому судить об истинных причинах запрета спектакля мы можем лишь по воспоминаниям да по газетным вырезкам того времени. Но сначала попытаемся узнать, как рождался балет, посвященный взаимоотношениям якутской девушки Абакаяды и русского казака-первопроходца Семена Дежнева.
ЗАГАДОЧНАЯ ИСТОРИЯ
Семен Иванович Дежнев родился в 1605 году в семье крестьянина-помора недалеко от Великого Устюга. Первое упоминание о нем в документах якутского уезда относится к 1638 году. Он участвовал в походе отряда казака Посника Иванова Губаря на Яну и Индигирку. В 1638—1641 гг. справлял «всякие государевы службы» в Якутском остроге. Разъезжал по якутским волостям, собирая ясак.
В 1641 году он взял в жены якутскую девушку, она покрестилась и обвенчалась с Семейкой в церкви. Через некоторое время родила ему сына Любима. Дежнев, оставив женку с дитем на попечение купца Менекея, отправился на Колыму. Он странствовал 20 лет, а Абакаяда Сючю ждала его все эти годы. Согласно одним данным, Дежнев вернулся, когда жена его уже была в могиле. Романтическая версия этого полумифа-полуправды говорит о том, что Абакаяда дождалась, но в скором времени умерла у мужа на руках.
Загадка заключается в том, что по сей день ни один историк-исследователь не смог документально подтвердить существование женщины по имени Абакаяда.
Тем не менее, имя Абакаяды Сючю и все, что с ней связано, очень интересовало великого Суоруна Омоллоона (Дмитрий Кононович Сивцев, писатель, исследователь, организатор музея «Дружба» в Соттинцах).
ИДЕЙНЫЙ ВДОХНОВИТЕЛЬ
История умалчивает о том, благодаря кому или чему идея создать спектакль «Абакаяда» пришла в голову первому секретарю республиканского комитета Коммунистической партии Гавриилу Чиряеву.
Возможно, к этому подтолкнул его сам Дмитрий Кононович. Как бы там ни было, Гавриил Иосифович, руководивший Якутией с 1965 по 1982 год, постановил: нам необходим балет, воспевающий дружбу русского и якутского народов!
Суорун Омоллоон написал либретто под названием «Сючю (повесть о любви Семена Дежнева к борогонской девушке Абакаяде Сючю)», балет в двух действиях.
Музыку к балету написал Николай Иванович Пейко, известный российский композитор и педагог, заслуженный деятель искусств, профессор Московской консерватории. Летом 1939 года по командировке Управления по делам искусств первым из советских композиторов вместе с музыковедом И. А. Штейнманом приехал в Якутию. Работал в качестве композитора и дирижера, автор сюит, симфоний, ораторий и музыки к балетам.
Балетмейстером «Абакаяды» стал Алексей Попов. Человек, на протяжении двадцати лет фсо-мировавший труппу и репертуар якутской сцены. В его багаже — балеты «Сияние Севера», «Щелкунчик», «Собор Парижской богоматери», «Маугли», «Двенадцать стульев», «Жизель», «Ромео и Джульетта» П. Чайковского. «Сотворение мира»… Перечислять можно бесконечно!И вот, такое трио мастеров своего дела — писатель, компо-зитор, балетмейстера — взялось за создание балета о дружбе народов.
АТУ ЕГО!
В 1983 году балет «Абакаяда» был представлен на суд зрителей.
Ирина БОРИСОВА, исполнительница главной роли, вспоминает:
— Зритель спектакль принял очень хорошо. Постановка была интересной, необычной — и с точки зрения технических решений, и поданного материала. В балете была и мистика (видения в образе Илбис кыыhа — Богини кровопролития, камлания шамана), и новаторские для того времени сценические решения (в виде крутящейся огромной юрты). Но критики восприняли балет весьма неоднозначно. Поскольку все прекрасно знали, кто является его вдохновителем, политические моменты затрагивать боялись. Клевать начали режиссера-балетмейстера Алексея Попова.
Действительно, кого ж еще?
Ни у одного здравомыслящего человека того времени рука не поднялась написать что-то против автора либретто — Суоруна Омоллоона. Николай Пейко — тоже в некотором смысле музыкальный небожитель. Чиряев — вообще фигура неприкасаемая! Да и не дождался премьеры ее идейный вдохновитель: Гавриил Иосифович скончался 9 мая 1982 года.
Поэтому полилось со страниц газет нечто неописуемое. Вроде того, что балетмейстер должен был — просто обязан! — решить романтический танец Абакаяды Б фольклорном ключе. «Почему в нашей постановке так мало народных танцев?» —вопрошал:; критики с полос «Социалистической Якутии».
Но откуда им там взяться-то если стилистика «Абакаяды» другая? Все равно, ЧТО пенять режиссеру «Евгения Онегина» на то, что его Татьяна вышла на сцену не в сарафане и без самовара.
НАСИЛЬНО МИЛ
Вероятно, глубинные причины недовольства были все же в другом.
Нам удалось ознакомиться с либретто Суоруна Омоллоона (сохранившимся, возможно, в единственном экземпляре), и мы в праве сделать некоторые предположения. Во-первых, в «повести о любви» огромное место было отведено вовсе не романтическому светлому чувству, а вражде. Батальные сцены и кровопролитие: вот ураса отца Абакаяды старейшины Еникюя подвергается нападению тойона Буруку. Вот Сильвестр, боярский сын, собрав шайку головорезов идет против отряда Семена Дежнева. А вот сын Буруку вступает в схватку с самим Дежневым. Какая же тут дружба народов? Ну да, заканчивается эта бойня всеобщим примирением, пир на весь мир и пожеланиями молодой чете счастья на долгая лета, но сколько до этого крови пролито!
Столько же, сколько и в процессе работы над балетом. Потому что многочисленные комиссии «резали по живому» — выбрасывали целые куски, если они казались им сомнительными с «идеологической точки зрения». То, что балет не запретили еще на стадии репетиций, можно считать чудом. Скорее всего, сделать этого не позволил авторитет Суроуна Омоллоона.
Если судить по либретто, поначалу было еще хлеще. Потому что еще в самом начале «повести о любви» убивали настоящего возлюбленного Абакаяды — паренька Мохсогола. А за Семена Дежнева девушка пошла замуж не по большой любви, а потому что отец так велел и сложились обстоятельства. Такая вот «дружба по нужде». Либретто было написано по архивным документам, на это указывал сам Дмитрий Кононович. Возможно, с точки зрения истории все это именно так и происходило. Существующая политическая система такой правды на подмостках советского театра видеть не желала. В итоге Мохсогола и вовсе из балета убрали.
Так или иначе, в сильно урезанном виде балет «Абакаяда» все же вышел. И даже просуществовал два сезона. После чего его по-тихому из репертуара убрали.
Некоторое время спустя Суорун Омоллоон предлагал восстановить балет. Алексея Попова к тому времени уже не было в живых, а взяться за «опальную» постановку никто не захотел.
В 2005 году не стало и самого писателя, и ратовать за «Абакаяду» стало некому.
Любовь ТОЛСТИХИНА