АБСУРДИСТСКАЯ КАРТИНА

Эжен Ионеску становится любимым режиссером якутян. В апреле «Макбет» Сергея Потапова сорвал спецприз московской «Золотой маски», а в прошлую пятницу в учебном театре Арктического института культуры и искусств студенты театрального отделения поставили спектакль «Картина», тоже по абсурдистской пьесе.

В студенческой постановке был задействован и профессиональный актер из труппы Саха театра — выпускник театрального училища имени Щепкина Алексей Егоров. В «Макбете» он играл Банко, любовника королевы, стоявшего в центре заговора. Здесь же исполнил главную роль. Хотя, строго говоря, в спектак¬ле, где задействованы лишь три актера, все роли — главные. Знакомьтесь. Это Господин лет сорока, сделавший себе состояние на бирже (Алексей Егоров), его старшая уродливая сестра Алиса (Александра Федорова, студентка 4 курса актерского отделения) и Художник, автор картины (Александр Иванов, 3 курс актерского отделения). Надо сказать, что студенты очень достойно смотрятся рядом с профес-сионалом. А ведь Егоров считается одним из лучших молодых актеров Саха театра.

История одного сумасшествия разыгрывается стремительно — в течение одного часа. Сюжет предельно прост — Господин влюбляется в изображенную на картине женщину. Впрочем, на холсте, используемом в спектакле, разглядеть женщину можно с большим трудом. Это выполненная студентами отделения изобразительных искусств ковер абстрактного полотна. Так зрителям понятнее оторванность Господина от реальности, объясняет режиссер.

Ролей всего три, но есть еще два действующих лица — это огромный сейф, набитый баксами, и пресловутая картина. Каждый раз при открытии сейфа по залу разносится одна и та же бравурная мелодия. Как только Господин обращает пристальное внимание на картину, раздается лирическая музыка. Яркое музыкальное сопровождение как бы скрадывает — отсутствие прочих декораций. «Но эта картина украсит наш интерьер, Алиса!» — говорит Господин, сидя на единственном диване перед столом, наспех сколоченном из ящиков. Да он уже безумен!

Спектакль о грустном, но зрители часто хохочут. Смеются над многочисленными гэгами Алексея Егорова, смеются над Сашей Ивановым — он похож на Котенка в сапогах из «Шрека — 2», даже берет такой же. Отдельная тема — Алиса. Красавицы, которые не боятся выглядеть смешными, всегда зрителю импонируют. Зачем на роль уродки Алисы выбрана красавица Александра Федорова, становится ясно в финале. А то, что актриса красива, видно сразу — правильные черты лица за очками не спрячешь, привязным горбиком стройную фигурку не замаскируешь.

«Картина» полна штампов. Художник, разумеется, щеголяет в берете, сейф набит долларами в стеклянных банках, Алиса не просто дурна собой, но горбата, хрома, сухорука и носит очки, Господин, изображая бурную деятельность, призванную усыпить бдительность сестры, хватается за счеты… Ясно, что это осознанный режиссерский ход, ведь порой штамп, возведенный в квадрат и даже в куб, становится интересным на фоне потуг на оригинальность, но мне показалось, что студентка отделения режиссуры чуть-чуть «не дожала». Впрочем, ее нельзя судить слишком пристрастно, ведь спектакль даже не дипломный, это преддипломная работа. А в прочих театральных вузах студенты третьих-четвертых курсов до постановок допускаются крайне редко.

Ирина ЕФИМОВА