РЕЖИССЕР СТУДЕНЧЕСКОГО ТЕАТРА СЮЗАННА ООРЖАК ИСПОЛНИЛА ДАВНЮЮ МЕЧТУ АНДРЕЯ БОРИСОВА

В минувший понедельник в Арктическом государственном институте культуры (АГИКИ) прошла премьера первого спектакля студенческого театра. Старинная поговорка про первый блин в этом случае себя не оправдала. Труппа, организованная студентами старших курсов института, показала, что будущие выпускники уже могут поспорить с профессионалами из взрослых театров.

Посмотреть спектакль «Старший сын», поставленный по рассказу Вампилова, пришел не только художественный руководитель студенческой студии Андрей Борисов, но и именитый актер Русского драмтеатра Эдвардас Купшис, главный художник Саха театра Лена Гоголева, а также режиссер Русского театра Георгий Нестер.

По этому рассказу в 1975 году был снят фильм «Старший сын» со знаменитыми актерами: Евгением Леоновым, Николаем Караченцевым, Михаилом Боярским и Светланой Крючковой.

Главный герой спектакля Сарафанов, бывший фронтовик и интеллигент, в современной реальности адаптируется с трудом. Хлопот добавляют дети — сын-подросток и взрослая дочь. Герои живут в состоянии повторяющихся изо дня в день мелких ссор. Неожиданное появление в доме двух попутчиков, опоздавших на электричку и ищущих ночлега, изменило их жизнь.

Случайная ложь, к которой вынуждены прибегнуть Бусыгин и Сильва, оборачивается долгим фарсом, действие которого и разворачивается в течение двухчасового спектакля. Не в состоянии сказать правду и разочаровать доброго хозяина дома в дурацкой легенде о том, что один из них является его незаконнорожденным сыном, они остаются жить в гостеприимном доме.

Два разбитных парня, вначале такие похожие молодые люди, пассажиры пригородной электрички, на самом деле оказываются совсем разными…

Во Владимира, который признал себя «сыном» Сарафанова, влюбляется дочь хозяина Нина. Незнакомец, так неожиданно ворвавшийся в ее жизнь, разрушает благополучные внешне отношения девушки с женихом — курсантом летного училища, с которым девушка собралась на Сахалин. Главные герои пьесы все время пытаются куда-то уехать: Бусыгин и Сильва — домой, Нина с женихом — на Сахалин, ее брат хочет отправиться хоть куда-нибудь, лишь бы подальше от отчего дома.

А семафоры, шлагбаумы и паровозные гудки символически напоминают о быстром ритме нашей жизни.
Во время игры мы забываем о том, что все актеры — люди молодые. И причина этому — не только качественный грим…

После премьеры несколько вопросов удалось задать режиссеру-постановщику спектакля, студентке четвертого курса АГИКИ Сюзанне ООРЖАК.
— Сюзанна, почему именно Вампилов, что интересного нашли вы в этом авторе?
— Этот автор очень современен. На все вопросы, которые он задает, мы пытаемся дать ответы. Да мне просто он нравится…
— Как появилась идея организовать студенческий театр?
— Вы знаете, после окончания спектакля ко мне подошел Андрей Борисов и сказал, что я исполнила его студенческую мечту. Все время, пока он учился в ГИТИСе, он мечтал организовать студенческий театр. Но не удалось, попал сразу во взрослый. Так что Андрей Саввич сказал мне большое спасибо за выполнение мечты.
Театр официально открылся 28 марта. Для спектакля мы набрали студентов 3-4 курса актерско-режиссерского отделения, а свет и звук нам делали экономисты. На инструментах играли первокурсники.
— Премьера была успешной. Не собираетесь повторить спектакль?
— Да, хотим, многие наши однокурсники его еще не видели. Зал ведь маленький. В ближайших планах — поставить пластический спектакль «Антропология любви». Эмоции и ощущения этого чувства мы попытаемся выразить языком тела.
— Все ли актеры «совпали» с ролями?
— У всех ребят было точное стопроцентное попадание в роль.
— Как вы выбирали ребят на роли — сразу или путем проб и ошибок?
— О-о! Это целая история. Поначалу пришло очень много людей, много составов. Некоторые сразу уходили, не нашли своего места, им стало неинтересно. Некоторые начинали играть, но у них возникали конфликты со мной. Мне говорили: «Ты очень деспотичный, авторитарный режиссер». Не вижу в этом ничего плохого, обычный творческий процесс. В конце концов сформировалась определенная команда. Ребята просто влюбились в свою работу, все — от звуковиков до водителя, который нас возил все три недели, пока у нас с утра до вечера шли репетиции. Мы так сдружились, что стали почти семьей.
— А почему у вас занавес, мебель и даже рубашки актеров выполнены из одного материала? Специально так задумано?
— Это особый «сарафановский» стиль. Образ чистого, наивного человека, простого и доброго. Чтобы его подчеркнуть, мы использовали такие декорации. Я не мудрила и попыталась максимально просто выразить свою мысль.
— Ожидалось, что премьера пройдет в Саха театре, почему все-таки ее перенесли в АГИКИ?
— Для нас, конечно, это большая честь — выступать в Саха театре. Мы, можно сказать, там выросли. Но нам сказали: идите к себе, в студенческий театр.
— Еще премьеры будут?
— Обязательно. В апреле мы ждем спектаклей своих однокурсников.
— Удачи и хорошей игры!

Татьяна БРИЗ