В то, что там, за земным исходом, в смутных пределах, черти жарят грешников на оливковом масле в каштанах, никто, конечно, уже не верит. Враг человеческий вряд ли столь ревностно придерживается консервативных устоев. Да и не наша ли противоречивая цивилизация с завидным постоянством подпитывает его безумный интеллект? Но ни одному нечестивцу на этом свете не «дано предугадать, чем согрешенья отзовутся» и что за изощренные испытания ждут его за закрытыми дверями.
Весьма оригинальную версию ада, представленную экзистенциальным воображением французского писателя, философа и публициста Жана-Поля Сартра, показали недавно зрителям в Русском театре студенты театрального отделения — Арктического института культуры и искусств. Пьеса так и называется — «За закрытыми дверями», и, несмотря на то, что написана в 45-м году, не только не потеряла актуальности, но, пожалуй, выглядит еще более выигрышной и удручающе символичной.
Главное здесь — текст, его пугающая психологическая глубина, пробивающая до мороза по коже, хотя на сцене — адский жар стремительно развивающихся отношений грешной троицы — мужчины и двух женщин, уже не существующих на Земле. Здесь централен каждый персонаж, включая ироничного привратника преисподней, одетого и ведущего себя, как влиятельный и потому слегка грассирующий сотрудник важного офиса. Его блестяще сыграл лауреат дальневосточного конкурса молодых артистов Степан Федоренко.
Верные речевые оттенки, соразмерные с образом истеричного «труса» Гарсэна, однажды смалодушничавшего публициста, удачно найдены молодым перспективным артистом Ильей Данилевским. Роль детоубийцы Эстель, бездумно порхающей по геенне, как некогда по жизни, отлично получилась у Екатерины Нарышкиной, знакомой многим по фильму «Черная маска». Похотливая, и здесь не изменившая своим привычкам лесбиянка Инэс отталкивает и притягивает одновременно, — наверное, своей правдивостью. Эта роль эффектно исполнена способной актрисой Жанной Решетниковой.
Вообще, надо отметить, фактурно герои спектакля как нельзя лучше подходят к характерам, задуманным автором драматического повествования. Сартр считал, что большинство людей видят себя глазами окружающих людей. Свое убеждение он вложил в уста действующих лиц: «Ад — это другие»…
Режиссеру-педагогу, заслуженному артисту республики Юрию Козловскому удалось передать зрителям пронзительный смысл фантасмагории: каждый бессилен избавиться от своего ада, как от собственного чувства вины.
Спектакль — дипломант III фестиваля дипломных спектаклей театральных школ России этого года, что говорит о многом… Однако некое «чуть-чуть», на мой «партеровский» взгляд, помешало постановке дойти до пределов представленных возможностей.
Даже скверный текст может расцвести, а гениальный — упроститься на сцене, ведь все зависит от актерской подачи. Мне показалось, что спектакль чуть-чуть не донес всех красок богатейшего языкового полотна пьесы, чуть-чуть затянулся, и адское пламя ближе к финалу слегка пригасила дистиллированная вода досадной монотонности.
Но я не погрешу против истины, если скажу и то главное, ради чего написан материал. Этот сложный философский спектакль, каждого из нас предупреждающий о всевышнем суде, — несомненная удача театра и института, и в иные моменты потрясает осознание того, что так слаженно, так профессионально играют в нем совсем еще молодые, начинающие артисты. Сделав высокую ставку, ставку на публику, ребята заставили зрителей крепко задуматься. И выиграли.
Ада СТРЕЛЕЦ