ОНИ ПРИХОДЯТ НЕ ИЗ СКАЗКИ… ИХ ГОТОВИТ АГИКИ

В 90-е годы на территории Якутии действовали филиалы различных вузов, готовящих специалистов в области культуры и ,искусства.  Позже выяснилось, что не все из них имели лицензии, а плата за обучение была достаточно высока. Теперь  Министерство образования РФ взяло под контроль открытие каких бы ни было филиалов высших учебных заведений. Но вce равно понятно стремление учащихся получать образование не в филиале, а в самом вузе. Известно, что в Якутии существует 94 музыкальных школы, Высшая школа музыки, музыкальное училище имени Жиркова,  художественное училище имени Романова, xopеографическое училище, Республиканский колледж культуры и искусств. Но назрела необходимость создания высшего учебного заведения на территории республики, потому что выпускпики вышеперечисленных школ и училищ вынуждены были получать высшее образование в других городах. Теперь появилась возможность сделать это и в нашей республике.

В Арктическом государственном институте культуры и искусств закончилась сессия. До недавнего времени я и не подозревала, что в нашей респубике есть высшее учебное заведение, которое готовит специлистов в области культуры. Я не представляла себе, что можно создать ощущение полета в здании: на втором этаже — инсталляция Полярного круга, над которым парят чайки и полярная сова. Глядя вверх, можно увидеть коридоры других этажей, птицы объединяют их в одно целое, вращающееся вокруг светло-серого приподнятого круга. В этом новом уютном здании институт уже второй год, а до этого студенты учились по Кирова, 33, в здании бывшего Культпросветучилища. Встретившись с проректором по учебной части Раисой Пономаревой, я узнала, что в АГИКИ четыре факультета: Факультет исполнительских исусств, факультет изобразительных искусств, факультет фольклора и этнокультуры народов Арктики, факультет информационных, библиотечных технологий и менеджмента культуры.

На факультете  исполнительных искусств готовят актеров театра и кино, а также режиссеров драмы. О каждом курсе этого факультета можно досказать много, все они, по словам Раисы Дмитриевны, ребята особенные и неповторимые. На втором курсе готовят актеров для Нерюнгринского театра драмы и кукол, но своего рода спецзаказ Художественный руководитель — заслуженный артист Эдвардас Купшис. Руководителем третьего актерскорежиссерского курса является Андрей Борисов, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственных премий, он же ректор АГИКИ. Студентов четвертого курса, руководителем которого вляется Юрий Козловский, заслуженный артист РС(Я), его многие горожане видели в спектакле «Одиссея инока Якутского» в Русском драмтеатре, а еще они снимаются в рекламных роликах. Марк Филиппов, снявшийся в фильме «Черная маска», — студент 4 курса АГИКИ. Учатся ребята и из других регионов России, например, из Алтая, Тувы. Учатся студенты, уже получившие профессию актеров, но приехавшие специально, чтобы учиться у Андрея Борисова. На отделении преподают такие замечательные люди, как народный артист СФСР, ЯАССР Валентин Антонов, народный аргист РФ, заслуженный артист РС(Я) Александр Кузнецов, Галина Платонова и другие. Мастер- классы проводят преподаватели из МХАТа Евгений Радомысленский, Михаил Лобанов. Студенты-актеры участвуют в постановках Русского драмтеатра и Саха театра. Например, «Одиссея инока Якутского» и «Я вернусь…»

Мне повезло попасть на экзамен третьего курса по технике актерского мастерства и режиссуре. Экзамен, принимала солидная комиссия, в составе которой были Валентин Антонов, Александр Кузнецов, Эдвардас Купшис, Андрей Борисов. Честно говоря, бывает мнение, что все экзамены, как и вообще учеба студентов театральных вузов, — сплошной праздник, игра и аплодисменты. Был риск, что Андрей Борисов просто скажет, что посторонним нельзя присутствовать, и попросит выйти, но этого не произошло. Пришли студенты старших курсов, были преподаватели и такие, как я, которые пришли посмотреть. Я смотрела во все глаза, развинув рот и удивляясь. И пусть говорят (и будут правы), что я все воспринимала как человек посторонний мало что понимающий в технике театрального мастерства и режиссуры. Но для меня важнее было понимание того, что вижу будущих актеров, будущих людей искусства, наделенныхталантом, искрой чего-то светлого и прекрасного. Именно они будут продолжав лучшие традиции наших театров. После экзамена я быстро ушла, чтобы не слышать справедливых (профессиональных) замечаний маститых и заслуженных. Существуют вещи, о которых лучше знать только людям, дышащим одним и тем же воздухом, стремящимся к чему-то общему. Студентов актерского отделения «с младых ногтей» учат ценить и уважать свои роли. Мастера говорят, что каждая роль важна, в каждой из них есть смысл и необходимость. Снимаясь в рекламных роликах, многие из студентов мечтают работать в кино и в лучших театрах Якутии и России. Хочется верить, что мечта каждого исполнится.

На музыкальном отделении этого факультета готовят артистов театра, камерных исполнителей,  концертмейстеров, певцов оперы, оркестровых исполнителей. Студенты учавствуют в постановках Театра оперы и балета. Существует оперная студия со своим репертуаром. В третьем международном конкурсе молодых музыкантов-исполнителей студентка АГИКИ Анастасия Тимофеева (класс доцента кафедры сольного пения Валентины Колодезниковой) заняла первое место. Уровень исполнения был настолько высок, что второе место решили не присуждать, слишком огромен был отрыв от остальных выступавших. Другой Студент АГИКИ Александр Емельянов был отмечен дипломом. Руководителем кафедры сольного пения является народная артистка России Ая Яковлева, там же преподает Альбина Борисова, народная артистка РС(Я). Кафедра инструментального исполнительства готовит музыкантов для оркестра народных инструментов (баян, аккордеон, домра, балалайка). Создан оркестр народных инструментов, руководителем которого является лауреат международного конкурса Николай Пикутский. Оркестр выступал на третьем международном конкурсе в г. Владивостоке. Были гастроли в Уссурийске и других городах. Оркестр регулярно участвует в концертах, проводимых на сценах театров города и республики.

Институт занимается подготовкой и проведением ежегодной Рождественской президентской елки. Для детей и их родителей — это незабываемый праздник, а студенты и преподаватели готовятся к нему, как к самому важному экзамену в году. В институте создана кафедра искусствоведения, заведует доктор искусствоведения Юрий Шейнин. Приезжают известные профессора из Новосибирской и Уральской консерваторий. Декан факультета исполнительских искусств.- Владимир Никулин, кандидат искусствоведения. На музыкальное  отделение можно поступить только на базе среднего музыкального образования. В институте  существует великолепная фонотека, которая претендует стать лучшей в Восточной Сибири. Она насчитывает более 450 дисков, это около 4000 часов звучания в формате МР3. В фонотеке собраны уникальные записи, это не только звуки и музыки для театральных постановок, но и то, что буквально спасено от уничтожения временем, например, олонхо в исполнении Устина Нохорова. В АГИКИ стремятся создать единое «звуковое пространство» для нашей республики, тогда появится возможность  обмениваться записями, сохранять уже имеющиеся и создавать новые фонды.

На третьем этаже я видела картины студентов факультета изобразительных искусств. На факультете  три специальности: живопись, графика, и дизайн. Студенты второго курса рассказали мне, что учиться им интересно и сложно. Бывает что один и тот же проект или рисунок приходится переделывать по несколько раз. Чаще всего работают в институте, потому что дома писать бывает сложно, а в общежитии невозможно. Есть, студенты поступившие сразу после школы, а есть те, кто пришел после художественого училища. Они уверены, что талант нужно развивать. Своих преподователей считают самыми лучшими и авторитетными критиками. На факультете преподают такие известные художники, как народный художник РС (Я) Артур Васильев,заслуженный художник РС(Я), доцент Мария Рахлеева, Ариан Ермолаев, Михаил Старостин, доцент Эдуард Пахомов, заслуженный деятель  искусств РФ Иннокентий Потапов, Туяра Шапошникова,Марианна Лукина и многие другие. Студенты 3 курса проходят практику в Государственном Эрмитаже. Стоит отметить, что только три российских вуза удостоены этого права, в том числе АГИКИ, а еще существует договор с Красноярским художественным институтом и Московским институтом имени Сурикова о прохождении литографской практики студентами Арктического института. Студенты первого и второго курса проходят пленэрную практику в улусах республики. Преподователи столичных вузов отмечают целенаправленных наших студентов, внутреннюю наблюдательность и отсутствие суетности, внимательность и точность. Проводятся персональные выставки преподователей и студентов фаультета. Всегда после практики устраиваются выставки в «Ургэл» и в галерее института. Проводятся регулярные просмотры в Доме художника на Лермонотова, 31/2. На эти просмотры могут приходить все желающие.

Факультет фольклора и этно культуры народов Арктики готовит руководителей этнокультурных центров, преподователей, хареографов. На факультете изучают эвенкийский, эвенский, якутский языки. Здесь преподают писататель Галина Кэптуке, хареографы Михаил Сивцев, Наталья Кравина, Клавдия Охотина. В перспективе – открытие новой специальности по декаротивно – прикладному мскусству и народных промыслов (косторезное дело), где будет работать заслуженный деятель искусств РФ Константин Мамонтов.

Факультет информационных, библиотечных технологий и менеджмента культуры готовит специалистов на базе среднего общего образования. Это будут профеционалы библиотечно – информаионной сферы, умеющие находить  информацию в мире в мире новых компьютерных технологий, это профеция просто необходима в ситуации постоянного обновления способов хранения и обработки информации. Студенты отделения менеджмента проходят практику на всех мероприятиях, проводимых АГИКИ. Институт Арктики, кафедра библиотековедения (зав. кафедрой – кандидат исторических наук Саргылана Максимова) совместно с Национальной библиотекой в ноябре прошлого года провели первую международную  научно – практическую конференцию «Книжная культура Севера». Получен социальный заказ на открытие специализации «менеджмент туризма», в будущем планируется обучение арт – менеджменту, то есть подготовке специалистов шоу – бизнеса.

В АГИКИ есть заочное отделение, на котором учатся люди, которые в целом творчески уже состоялись, уже получили признание и стали известными. Все знают, что век артиста недолок. Часто, уйдя на пенсию, они обнаруживают острую необходимость в получении высшего образования или,как это бывает, уже войдя в рабочий ритм, находят время для учебы. Это прекрасное возможность изменить свою жизнь к лучшему, открыть для себя что то новое и интересное в том, чему посвятил всю жизнь.

В АГИКИ основной состав учится на бюджетной основе, также существуют места для договорников. Институт получает частичную оплату за обучение. По данным приемной комиссии 2003 года, оплата составляла от 11 до 17 тысяч в год.

Но возникают сомнения в том, что АГИКИ нужен, что работает он интересно и хорошо,что необходимо расширение, дальнейшее развитие специальностей в  области высшего  профеционального образования в области культуры и искусства. Одна из проблем – до сих пор нет своего общежития. Я с ужасом узнала, что институт арендует 14-й корпус ЯГУ – одно из самых старых зданий Студгородка. Места в нем предоставляются студентам из северных улусов, которых в АГИКИ много , но обидно, что другим приезжим приходится самостоятельно решать эту проблему. Нужен концертный зал, потому что актеры и хареографы, певцы и музыканты нуждаются в больших пространствах, чтобы увидеть и чувствовать сцену, учиться двигаться, дышать и жить на сцене. Раиса Дмитриевна рассказала, что во время сессии для того чтобы попасть на сену института, выстраивается очередь. Нужно пространство для читального зала и библиотеки, второй корпус, необходима своя типография. Студентам музыкального отделения  нужны инструменты, а они очень дорогие. Студентам – художникам необходимы рассходные материалы, которых требуется очень много. Чтобы воспитать профеционала, нужен профеционалбный подход к его подготовке.

Выходя из здании Арктики, я невольно позавидовала тем ребятам, которые учатся или будуть поступать туда. Как интересно и хорошо учиться там! Сколько нового и интересного они узнают, какие возможности перед ними открываются! Раньше мне казалось,что всн наши известные деятели культуры – артисты, актеры, певцы и танцоры появляются, как из сказки, просто, как бабочки, кажется, что они сразу такими появились на свет. А теперь я знаю, что за всей этой красотой и легкостью стоит огромный труд, упорство, творчество, настойчивость, удача целого коллектива, работа преподователей, мастеров, всех тех, которые помогают нынешним студентам стать настоящими профессионалами.

Мария ПЕТРОВА